Прокофьев + Толстой

Музыкальное пиршество, преподнесенное 26 сентября Министерством культуры России и Государственной академической капеллой России калужанам способно было угодить самому требовательному вкусу.

Музыкальное пиршество, преподнесенное 26 сентября Министерством культуры России и Государственной академической капеллой России калужанам способно было угодить самому требовательному вкусу.

Двойной шедевр — драматическая хроника, «опера-роман» Сергея Прокофьева и Льва Толстого в образцовом исполнении прославленной капеллы,  солистов «Геликон-Оперы», музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Большого театра России, лауреатов международных конкурсов был конгениален и великой литературе, и великой странице российской истории.

Это уникальное исполнение было разовой акцией. Артисты подготовили проект специально, чтобы почтить память героев 1812 года в 200-летнюю годовщину победы на Калужской земле, откуда началось бегство наполеоновских орд.

Ценители откликнулись на уникальное для провинции явление адекватно. Цветы от зрителей, филармонии, корзина хризантем от губернатора, овация стоя и крики «Браво!» увенчали усилия артистов.

Так что же услышали счастливчики? Артисты поют и произносят только те строки, что написал Лев Николаевич, без всякого «творчества» и ненужной рифмовки. Высочайший профессионализм гостей позволил зрителям насладиться не только звуками голосов, но и расслышать каждое слово бессмертного текста.

У творения трудная судьба, насчитывают пять редакций «Войны и мира». Автор сам подготовил к печати полный клавир, постановку по которому мы и услышали. Опера с триумфом шествует по стране и миру, ее оживляли выдающиеся дирижеры Б. Покровский, Ю. Темирканов, В. Гергиев.

Трудность произведения для постановки определяется еще и тем, что в нем высота голоса не полностью характеризует персонажа, как, например, в классической итальянской опере. Поразило, как тонко был подобран исполнительский состав, в котором уникальный тембр голоса каждого звучал, как душа Наташи (Анастасия Привознова), князя Андрея (заслуженный артист России Андрей Батуркин), Сони (Виктория Смольникова), Кутузова (Михаил Гужов), Наполеона (заслуженный артист России Сергей Топтыгин), Ильи Андреевича Ростова (заслуженный артист России Андрей Антонов) и других, не менее вдохновенных, участников хоровода великих теней.

Руководил сложнейшим действом более чем двухсот артистов Валерий Полянский. Он феноменальный мастер. До него в России не было человека, который мог бы дирижировать хором и симфоническим оркестром одновременно. Правой рукой он управляет оркестром, левой — хором, сочетая две совершенно разные техники дирижирования. Валерий Кузьмич — ученик Геннадия Рождественского, он уже более тридцати пяти лет руководит различными отечественными музыкальными коллективами, преподает, ведет музыкально-просветительскую деятельность.

Государственная симфоническая капелла России — единственный коллектив в нашей стране, в котором соединены симфонический оркестр и хоровая капелла. Коллектив образован в 1991 году. В 1992 году наш гость стал художественным руководителем и главным дирижером коллектива. В прошлом сезоне калужане слышали в их исполнении кантату «Иоанн Дамаскин» С. Танеева. Среди творческих достижений последних лет — уникальный цикл «Опера в концертном исполнении». Только за последнее десятилетие В. Полянским было подготовлено и исполнено более 25 опер.

Музыкальное чудо, прекрасный плод русской культуры, соединение лучших соков литературы и музыки — опера «Война и мир» стала кульминацией празднования 200-летия героической победы над «двунадесяти языками». Воспоминание о былом величии России — освободительницы Европы, восхищение мужеством солдат и генералов, единением всех сил и  сословий страны дает надежду на возможность воскрешения тех чувств и дел.