У тапира нет табу

Так ответили аборигены Австралии, когда исследователи спросили, чем их племя отличается от упомянутого животного. Этот мини-диалог вспомнился на концерте юмористических миниатюр «Дуэта имени Чехова».

Так ответили аборигены Австралии, когда исследователи спросили, чем их племя отличается от упомянутого животного. Этот мини-диалог вспомнился на концерте юмористических миниатюр «Дуэта имени Чехова».

Дуэт был организован резидентами проекта Comedy Club. На телевидении шоу стартовало в 2003 году и сразу приобрело собственную аудиторию. Программа претендовала на имидж анти-«Аншлага», как ответ реалистов телеглянцу. Действительно, в текстах зло высмеивались конкретные зрители из первых рядов партера, присутствовала рефлексия на политические темы.  В своих многочисленных интервью резиденты заявляли: «Наше шоу — место, где юмор не знает границ, ни моральных, ни национальных. Это юмор тех, кому есть что сказать и есть что есть. Это — вертеп неоправданного веселья. Шутка может быть грязной, обидной, тупой, но она обязательно должна быть смешной». 

Выступившие 21 сентября в полупустом зале ДК КТЗ Андрей Молочный и Антон Лирник не отступили от заявленной выше программы. В 2010 году на смену Comedy Club пришел real Comedy, но изменение названия на содержание не повлияло. На концерте звучала нецензурная брань, 99 процентов шуток были «ниже пояса», правда, упоминания о политике отсутствовали.

В очередной раз можно было убедиться в могуществе телевидения. Публика пришла прекрасно подготовленная, зрители знали диалоги наизусть и выкрикивали просьбы исполнить тот или иной номер, как любимую песню. Люди купили дорогие билеты, чтобы посмеяться,  и смеяться начали уже при появлении любимых артистов. Концерт начался с опозданием на пятнадцать минут, и резидент утешил: «Извините, что задержались, но не волнуйтесь, закончим вовремя».  Но обещание не сдержали: когда фанат поднялся по ступенькам к сцене, чтобы сфотографировать кумиров поближе, резиденты обиделись, прервали номер и покинули сцену. Потом в общественном транспорте я слышала диалог между экс-зрителями: «Интересно, стыдно сейчас человеку, который это сделал? Конечно, он жалеет. Он не знал, что артисты так среагируют…».

Действительно, фанат не мог этого предположить. Быть в прицеле фотокамер — часть работы артиста. Приезжающие в наш город звезды мировой величины — Джон Маклафлин, Эл ДиМеола, Пако Де Лусия и другие, отлично это знают, и их реакция на камеру одна — улыбка.

Звезды возмущались тому, что зал полупуст: «Вот в Киеве у нас во дворце на три тысячи человек — аншлаг!». Наверное, «возмутительных обстоятельств» можно было бы избежать, если бы не заломили такую цену на билеты…

И все же, если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. И люди, пришедшие на концерт, реагировали радостно, живо и непосредственно. К чему артисты были не готовы. А зря. Если человек на сцене развязен, он провоцирует публику на такое же поведение: как аукнется, так и откликнется. Неудовольствие гостей приемом ярко проявилось в ответах на записки из зала. Среди посланий оказались странные вопросы: «Как можно задать вопрос, если я идиот?», «Помогите, у меня очень болит дырка от сережки!».

Григорий Горин писал, что смех продляет жизнь тому, кто смеется, а тому, кто шутит — укорачивает. «Не боитесь такой опасной профессии?» — спросил у артистов ваш корреспондент. Артисты попросили ответить аплодисментами на упоминание имени Горина и отметили, что они мечтают дорасти до его уровня.

Так что же такое юмор? Ученые считают, что на заре человечества он возник как протест страху. Юмор начинается там, где кончается табу. Еще Фрейд выделил три основные темы для шуток: политика, секс и дефекация. И у Франсуа Рабле, и у скоморохов все запреты снимаются. Во время Масленицы наши предки ходили в таких нарядах и с такими транспарантами, что не решусь описать. Так четче ограничивалось нормальное, дозволенное, полезное, доброе от ненормального, грешного и вредного. А если заголяться каждый день? Граница между верхом и низом пропадает в сознании и в жизни со всеми печальными последствиями.

Мудрец Анри Брессон писал: «Чтобы возбуждать чувство комического, нужна временная анестезия сердца. Если смеха очень много, анестезия может стать не временной, а постоянной».