В ожидании танго

Танго… Само слово ассоциируется со зноем Аргентины, со стоном страсти. В эту область чувств нас отведет новый спектакль Калужской драмы — музыкально-пластическая новелла «В ожидании танго».

Танго… Само слово ассоциируется со зноем Аргентины, со стоном страсти. В эту область чувств нас отведет новый спектакль Калужской драмы — музыкально-пластическая новелла «В ожидании танго».

Танго зародилось среди андалусских цыган в незапамятные времена как сольный женский танец, разновидность фламенко. Аргентинское танго — парный танец, сложившийся в Буэнос-Айресе в конце 1890-х годов. В 1910-м танго проникло в Париж, а оттуда — заполонило Европу, несмотря на протесты бдительной общественности, оскорбленной его откровенным эротизмом.

Премьера грядет 3 октября. А пока актеры разучивают па, костюмы ждут пуговиц, декорации — завершения, мы побеседовали с режиссером Татьяной Борисовой. Ее не нужно представлять калужским театралам, почерк балетмейстера они знают по «Фигаро», «Трехгрошовому спектаклю», ревю «Если любишь — найди» и, наконец, «Звезде и смерти Хоакина Мурьеты». А еще Татьяна Борисова сама исполняла танго Пьяцоллы в своей постановке в спектакле «Ким — танго» московского театра «Эрмитаж» Михаила Левитина.

— Татьяна Михайловна, музыка Астора Пьяцоллы звучит в Калуге часто — ее исполняет Камерный оркестр, заезжие звезды на фестивале «Мир гитары», даже внук композитора приезжал в мае. Все-таки почему он так популярен?

— Латиноамериканская музыка очень страстная, эмоциональная и потому близка русскому человеку. Танго как жанр стал невероятно популярен лет 15-20 назад. Я ставлю во многих драматических театрах, и стало много заказов на постановку танго даже в тех спектаклях, которые никак не связаны с эпохой и местом его появления. Например, в московском Театре сатиры с Ширвиндтом в постановке Мольера используется танго. Стремление приблизить действие к сегодняшнему дню дает режиссерам стилистическую свободу.

— Неужели будет звучать только Пьяцолла?

— Да, его музыка — в камерной и симфонической оркестровке. Только один ретро-фрагмент, как отсыл к 60-м годам ХХ века — «Солнышко» Визбора, «С добрым утром», «Джамайка» Р. Лоретти.

— Где происходит действие?

— В аэропорту одного из крупных городов нашей страны, время действия — сегодня. При задержке рейса пассажиры поневоле общаются в зале ожидания. Вся наша жизнь — ожидание. Аэропорт — это ожидание полета.

— Вы любите самолеты?

— Раньше любила — облака в иллюминаторе, и это было гораздо безопаснее по ряду причин.

— Облака на сцене будут?

— Да, в декорации — два экрана. На большом будут яркие фоны, голубое небо, облака. На малом — табло вылетов, показ мод, отрывки из ревю «Если любишь — найди» как катализаторы действия. Видеоряд готовит оператор Александр Бынкин.

— А какие в вашем аэропорту стюардессы? В 60-70-е годы они были мировой элитой, гораздо более яркой и независимой, чем теперешние модели.

— Это образ диковинных птиц, розовых фламинго, вышагивающих, смущая мужские взоры. Есть, например, такой фрагмент. Ожидающие вылета военные смотрят на экране показ мод. Одним движением они срывают армейскую форму и оказываются в смокингах. Стюардессы предстают в вечерних платьях. В процессе танца реализация мечты солдата дойдет до пика, а как — пусть будет сюрпризом для зрителей.

— Художника спектакля, питерца Николая Слободянника, наш зритель знает по спектаклям «Двенадцатая ночь», «Трехгрошовая опера». Каковы будут декорации?

— Сейчас Николай работает еще и в Малом театре, и в Норильске. Его декорации — динамичные, пространство действия постоянно меняется.

— Как вам работается с драматическими артистами, не имеющими больших хореографических навыков?

— Калужские артисты отзывчивые, они верят мне, это помогает им прийти в нужное состояние. Они сильно похудели. В том, как человек двигается, сказывается и характер, и желание преодолевать трудности, и многое другое.

— Самый подходящий случай — спросить у балерины, как сохранять форму.

— Главное — движение. Я, к сожалению, занимаюсь не каждый день. Но я работаю, ежедневно двигаюсь по восемь часов. А вот мой муж, Сергей Цветков, плохо себя чувствует, если не двигается. Даже если мы едем в поезде, он в тамбуре занимается йогой, делает растяжки. Он — соавтор спектакля «В ожидании танго». Та феерия, которая была поставлена на Красной площади 1 сентября к Дню города — его работа.

— А что ест балерина?

— Не люблю готовить. Люблю шить (даже пальто и шапки), вязать, могу сделать ремонт, починить проводку. А готовлю очень просто. В скороварку кладу рис, на него — горбушу или филе индейки, заправки — без жира, без запаха на всю квартиру все готово.

— В вашем спектакле нет слов?

— Слова есть всегда. Но звучат они внутри. Это мог бы быть синтез Маркеса и французской писательницы Барберри — внутренний монолог персонажей.

«Ах, если бы я только мог, хотя б отчасти, я написал бы восемь строк о свойствах страсти», — мечтал Борис Пастернак. Калужская драма предлагает нам полтора часа хореографического текста на эту тему. Сходим, поучимся?