В поисках трека

Сегодня в Калуге гораздо логичнее пользоваться велосипедами, чем автомобилем. Жители многих крупных европейских городов это давно поняли в отличие от нас. Точнее, мы тоже поняли, но далеко не все. И дело здесь вовсене в отсутствии дорожек и прочей велосипедной инфраструктуры, а в самом складе ума, как мне кажется.

Сегодня в Калуге гораздо логичнее пользоваться велосипедами, чем автомобилем. Жители многих крупных европейских городов это давно поняли в отличие от нас. Точнее, мы тоже поняли, но далеко не все. И дело здесь вовсене в отсутствии дорожек и прочей велосипедной инфраструктуры, а в самом складе ума, как мне кажется.

Сначала давайте рассмотрим преимущества велосипеда перед машиной, а потом уже поговорим о мировоззрении. Чтобы объективно оценить, на чем удобнее ездить по городу, посмотрим на затраченное на поездку время, удобство в конкретной ситуации и стоимость.

Конечно, в Калуге, как и во всей остальной стране, по сравнению с Европой все не так радужно. Некоторые считают, что если мы массово пересядем на велосипеды, то ситуация может измениться. Вот примеры, когда на велосипеде в городе проще ездить, чем на остальных видах транспорта.

Прежде всего, на велосипеде гораздо легче припарковаться именно там, где вам нужно, — хоть перед самым входом в здание. Вы заметили, что в Калуге в некоторых местах появились велопарковки? Правда, их совсем мало, но велосипеду и столб сгодится.

Второй момент — это пробки, которые в Калуге иногда хуже московских. Речь, конечно, не идет о нескольких часах, но минут сорок можно потерять запросто. Что, согласитесь, все равно довольно много, особенно если учитывать, что мы не привыкли, как москвичи, выходить из дома за три часа до начала рабочего дня. На велосипеде же вы всегда найдете способ объехать пробку и сократите огромное количество времени. Более того, проехав по маршруту всего один раз, вы будете с точностью до минуты знать, сколько времени вам требуется, чтобы добраться из пункта А в пункт Б, и оно всегда будет одинаковым.

К сожалению, в числе городов России, которые не приспособлены для передвижения по ним на велосипеде, есть и Калуга. То есть официально не приспособлены, а ездить-то можно. Сильно облегчило бы жизнь наличие велодорожек, ведь большинство не садятся на велосипед, из-за того что боятся городского трафика. Хотя о чем я говорю, у нас даже положенный велосипедистам метр от обочины занят либо припаркованными машинами, либо ямами, которые там не латают, потому что «все равно никто здесь не ездит», либо грязью. Например, рост велосипедистов в Амстердаме (город с развитой велокультурой) начался после появления большого количества велодорожек и ограничений на въезд в центр легковых автомобилей. Там, кстати, тоже есть зима, а если вспомнить, какая температура воздуха в Калуге была в декабре, то можно сказать, что у нас теплее.

Для увеличения безопасности среди двухколесного транспорта в разных странах вводятся ограничения скорости. При попадании в ДТП на скорости свыше тридцати километров в час велосипедист получает серьезные травмы. Средняя разрешенная скорость для велосипедистов в городах Европы составляет 20 километров в час. При столкновении на такой скорости он получает минимальные травмы, как правило, ссадины и ушибы.

Но самая главная деталь, которая стимулирует к езде на велосипеде, — это множество других велосипедистов в городе. В Европе это считается нормой, и совершить поездку на велосипеде — это естественно. У нас отношение к ним какое-то неоднозначное. Понятное дело, все привыкли и спокойно относятся к подросткам, которые нарезают круги по городу, крутя педали. Также в порядке вещей взрослые дяди и тети, катающиеся по набережной Яченского водохранилища. Но вид едущего на велосипеде взрослого человека по городу, особенно если по нему явно можно сказать, что он не катается, что это его основной вид транспорта, вызывает недоумение. Все стремятся купить машину, чтобы потом просто не вылезать из нее. Никто не спорит, автомобиль — это удобно, особенно если нужно поехать куда-то за город. Но если вам, скажем, со сквера Мира надо добраться до Черемушек часов так в шесть вечера, то на велосипеде всяко лучше и быстрее.

Многие калужане одобряют велоспорт, но сами бы ни за что не пересели из кресла в седло. Они находят массу причин: на работу приедешь весь потный, багажника нет, пассажира на раму не посадишь, кондиционера нет, и прочее, и прочее. Но это ведь все отговорки. Когда доберетесь до места, можно и переодеться, на спину запросто пристроить удобный рюкзак, а в машине многие ездят поодиночке.

Единственное, что можно противопоставить всем плюсам велосипеда, — безопасность. Посудите сами: по тротуарам ездить нельзя (по правилам), велосипедных дорожек нет. Остается проезжая часть, где правят автомобили и к двухколесным участникам дорожного движения относятся не очень-то почтительно.

Дело в том, что почти все водители знают правила и считают, что и другие участники движения их знают, включая велосипедистов. То есть даже если вы станете пропускать автомобиль в том случае, когда он должен был пропустить вас, то нарушите ПДД, что может привести к аварийной ситуации. Поэтому для катания по городу необходимо знать хотя бы основные правила движения.

Только этой весной в Минтрансе заговорили о необходимости  учета особенностей велосипедного движения в рамках концепции проекта ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации». Но лично мне развитие этого направления не только в Калуге, но и вообще в России кажется мифом. Прежде всего, нужны велосипедные дорожки. Как о них вообще может идти речь, если даже обочин в Калуге нет — посыпали края щебнем, и достаточно. Что такое обочина, знают только туляки и те, кто бывал в тех краях.

С законодательством у нас без вариантов — придется, как всегда, с низов пробиваться. Тут как с митингами — пока не станет массовым явлением, никто не шелохнется. Как только значительно вырастет процент ДТП с участием велосипедистов, так сразу и меры примут. Например, не успело лето начаться, как двое велосипедистов девяти и десяти лет попали в аварию. Это притом, что на проезжей части можно показываться за рулем только с 14 лет. В итоге  ГИБДД  проводят всевозможные оперативно-профилактические мероприятия по предупреждению аварий с участием не только велосипедистов, но и мотоциклистов.

В этой части неплохо было бы привести европейские данные. Показателен пример Дании, где по окончании кризиса, связанного с бензином, в пятидесятых годах прошлого века появилось множество  велосипедистов. Эта особенность в движении сохранилась и сегодня. Повсеместно для  велосипедистов  уложили дорожки и подкорректировали законы. Так, размер штрафа за разговоры по мобильному телефону во время езды на велосипеде составляет 1500 крон (восемь тысяч рублей). Штрафом в размере 700 крон (3700 рублей) наказывают тех, у кого обнаруживают неисправности тормозной системы. В 1000 крон обойдется штраф за езду против направления общего движения. Семьсот — за перемещение на велосипеде по левой стороне. И так далее, думаю, суть вы поняли.

Полагаю, многие автовладельцы еще долго не оценят всей прелести велосипеда. Что бы они ни говорили, причина одна: «Я, наконец, купил такую статусную вещь, как машина, и пересяду на велосипед? Нет, я лучше в пробках стоять буду». Не буду говорить, что велосипед — это здоровье, реальная экономия денег, скорость передвижения и удобства. Просто подожду немного и посмотрю, как машины на дорогах города замкнутся в стоячее кольцо, как голодный удав, вцепившийся в свой собственный хвост.