Фотолетописцы

Газета славится не только одними ярко написанными публикациями. Они, даже самые талантливые, — ничто  без фотоиллюстраций. Газетные фотокоры — наиболее стабильные редакционные кадры среди непоседливой журналистской братии. Их стаж на одном месте исчислялся десятилетиями.

Газета славится не только одними ярко написанными публикациями. Они, даже самые талантливые, — ничто  без фотоиллюстраций. Газетные фотокоры — наиболее стабильные редакционные кадры среди непоседливой журналистской братии. Их стаж на одном месте исчислялся десятилетиями.

Сегодня хочется вспомнить их всех, да только нелегко будет отыскать их замечательные снимки, зафиксировавшие мгновения эпохи. Компьютеров в старые времена не было, а фотоархивы  исчезли вместе с ними.

Николай Спиридонов. Помню его смутно. Загорелый, всегда ироничный, всегда —  в берете. Сельские герои-трактористы, пуск первой калужской электрички и первого троллейбуса по улице Ленина. А вот вереница машин на улице Кирова среди ликующего народа, и машина, из которой машет рукой Юрий Гагарин. Это все — его работы.

У Николая Федоровича была странная болезнь — он мог заснуть даже на работе в самый неподходящий момент. Но когда он был на задании и объектив его аппарата был нацелен на предмет съемки, он творил, как Бог. Фотографии в номер всегда сдавались вовремя.

Кто-то из старых знаменцев  мне рассказал о печальном закате карьеры знаменитого фотолетописца. Рассказал в кругу коллег непозволительный анекдот. (Очевидно, он касался первой, самой главной  партийной персоны области.) Журналисты посмеялись, а некий «особо бдительный» товарищ сразу же донес куда следует. Спиридонова уволили.

Володя Петров (на фото крайний справа). С ним уже была хорошо знакома. Полный кавалер ордена Славы. Со своей неразлучной семидесятишестимиллиметровой пушкой прошел артиллерист Петров войну до самой Вены. Долгий, трудный, жестокий путь. Форсировал Буг, Днестр, Прут, Дунай. Освобождал от фашистов земли Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии…

На войне было не до фотоснимков — солдаты спешили победить. А потом за пятнадцать лет его дружбы  с объективом было много добрых знакомств с рабочими, учеными, космонавтами.

О том, каким был фотокор Володя Петров, хорошо сказал в стихах  знаменец Алексей Золотин:

Ты скромен, но отнюдь не робок

И за друзей всегда горой.

Работая с тобой бок о бок,

Не знали мы, что ты — герой.

В войну, ведя «святой и правый»,

Прошел ты славный ратный путь,

И трижды (трижды!) орден Славы

Твою, солдат, украсил грудь.

Александр Пашин (на фото в центре). С ним я начинала свой путь в журналистику еще в молодежной газете. Он был мне не просто коллега, скорее — младший брат, потому что с моим отцом его связывала крепкая дружба. Саша учился у него фотоделу, а параллельно еще и испанскому языку.

В памяти прочно остался старый деревянный дом в Пушкинском переулке, где собирались  всей редакцией по любому поводу. Нет его уже. И нет, увы, прежней дружбы — другими мы стали…

Но есть блестящие работы фотохудожника Александра Пашина, которые встречаю везде. Я и не смотрю на подпись автора, узнаю по почерку — это пашинское.

Владислав Кирюхин. Тоже совместная работа в «Молодом ленинце». Удивительно, что если с Пашиным мы редко ездили в командировки, то дуэт «Кирюхин-Лаврова» был железной сцепкой. Целые страницы нашей заповедной тетради газетного юмора были посвящены странствиям по области.

Кроме того, что Слава был фотографом (основная же профессия — актер), он был замечательным организатором. Возглавлял областной фотоклуб, с его легкой руки появилась целая плеяда молодых фотокоров. А еще его называли «королем информации». В «Знамени» он и возглавлял этот отдел: Кирюхин, Хотеев, Коробова. Лучше этой троицы никто не умел находить  и обнародовать самые жгучие события дня.

Евгений Смирнов. Этот талантливый художник оставил яркий, как комета, след в «Знаменке». Он не просто иллюстрировал наши очерки, он делал это своеобразно, с огромным юмором и с  большой долей «перца». Женя не только рисовал — он был и неплохим мастером слова. Его публикации выделялись из всех. Их отличало пристальное наблюдение и глубокий анализ.

Долгие годы рисунки Смирнова украшали газету. Но он год от года терял зрение. Уже и работал с лупой, но стоило попросить сделать маленький рисуночек — никогда не отказывал. Сколько замечательных книг оформлено легкой Жениной рукой! Имя его известно не только в среде калужских, но и московских художников.

Аня Золотина. Об этой нашей всеобщей любимице коротко не напишешь. Это — особая личность. Бродяга по натуре, романтик, любитель всяческой живности, и вообще — абсолютно ни на кого не похожий человечек.

В эти дни она где-то на Шпицбергене.  Так что здесь я пишу: «Продолжение  следует».