Медный ветер

В Калуге уже третий год живет фестиваль — крайне оригинальный, но совершенно логичный в нашем старинном городе. С 12 по 20 мая на звонницах Калуги и Перемышля фестиваль колокольного звона с поэтичным названием «Медный ветер» проходит по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента.

В Калуге уже третий год живет фестиваль — крайне оригинальный, но совершенно логичный в нашем старинном городе. С 12 по 20 мая на звонницах Калуги и Перемышля фестиваль колокольного звона с поэтичным названием «Медный ветер» проходит по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента.

Его организатор — дипломированный служитель клира, опытный звонарь, поэт, художник Владимир Пайчадзе. Он родился в интеллигентной семье инженеров, и сам поначалу пошел по их стопам, поступив в Бауманский. Но болезни, смерти близких людей поставили его перед вопросом, который рано или поздно встает перед каждым: а что потом? Неужели небытие? Владимир начал искать ответы в буддизме, баптизме, но нашел — в православии. Он поступил в Калужскую семинарию и по ее окончании подвизается певчим и звонарем. Творческая натура, на открытие фестиваля в храм Иоанна Предтечи он пожаловал в насквозь авторской футболке. На «титуле» ее было фото звонарей со слоганом «Я люблю время колокольчиков!» — память о фестивале памяти Башлачева. А на спине — картина в стиле «сюр» и стихи «Северный ветер» кисти и пера Владимира.

«Я дружу с Северным ветром.

Это очень веселый парень —

То закидает снегом,

То щеки огнем ошпарит…

Когда я на колокольне

Вызваниваю что придется,

Мне кажется — он доволен,

Мне кажется — он смеется».

Владимир считает, что главное в звоне — это гармоничность, он импровизационен. Хотя есть, конечно, и канонически закрепленные в нотах и записях образцы звонарной красоты. Есть и определенный смысл в звонах. Например, погребальный звон — это гамма — дорога жизни, потом медленный бой — умирание и, наконец, трезвон — воскресение. Постный звон — медленный, праздничный — оживленный.

Вы сможете услышать их образцы в храмах Успения Божией Матери, Георгиевском, святителя Николая, Покрова на рву, Никитском, Рождества Христова, Спасо-Преображения под горой, Свято-Троицком кафедральном соборе Калуги и Перемышльском храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Врачи утверждают, что колокольный звон нормализует давление и сердечный ритм, клирики говорят, что его звук разгоняет чертей. Поэты разных народов пишут, что звон «наводит много дум», сладких воспоминаний. В светлую седмицу после Пасхи любой человек может подняться на колокольню и позвонить. Вы еще этого не испытали? Просто полет! Стоять под пятитонным колоколом нашего Свято-Троицкого собора, когда он звучит, — значит впитывать его вибрацию каждым атомом тела.

Колокол — древнейший ударный самозвучащий инструмент, известный еще с эпохи каменного века — это было одно из первых применений бронзы человеком. В церковном обиходе колокола используются приблизительно с шестого века. Так как в православии использование в богослужении музыкальных инструментов запрещено, у нас колокольное искусство своеобразно и пышно расцвело. Каждый колокол, в зависимости от массы, имеет звон определенной высоты, которую трудно фиксировать из-за возникновения хорошо слышимых обертонов. Кстати, знаменитый малиновый звон — не от названия сладкой ягоды. Он — от названия бельгийского городка Малин (Мехелин), где находилась академия колокольного звона. Именно из Малина Петр I привез в Россию первые комплекты колоколов. Один из бельгийских наборов установлен в Петропавловском соборе Петербурга. К освящению Свято-Троицкого Калужского собора на Пасху 1819 года М.И. Чернова пожертвовала колокол весом в 555 пудов!

А сегодня в Калуге возрождается это древнее мастерство. В рамках фестиваля проходит обучение звонарей и даже подбор желающих на вакантные места.

И никогда не спрашивайте: «По ком звонит колокол?» Его звук — всегда благая весть, солнечный луч и надежда на гармонию.