«Щука» в Калуге!

Калужский областной драматический театр объявил набор на первый курс театрального института имени Бориса Щукина. 2 апреля прошло собрание с будущими абитуриентами, 30 апреля — первый тур, в июле предстоит творческий конкурс.

Калужский областной драматический театр объявил набор на первый курс театрального института имени Бориса Щукина. 2 апреля прошло собрание с будущими абитуриентами, 30 апреля — первый тур, в июле предстоит творческий конкурс.

бы в летчики пошел, пусть меня научат!» — читали мы в детстве жизнерадостные строки. А можно ли научить быть артистом? Кто будет учить и кого?

Для Калужской драмы это будет третий набор студентов. Первые два были организованы главным режиссером театра Александром Плетневым на базе РАТИ (бывший ГИТИС) в 1997 и 2001 годах. Учил студентов мощный десант преподавателей и профессоров поистине легендарного вуза, ведущего свою родословную с 1878 года.

Неужели в театре не хватает артистов? Как сообщил нам Александр Плетнев, в драме 50 актерских ставок и вакансий нет. Но время идет, а жизнь — еще быстрее. Из 26 выпускников РАТИ на сегодня лишь 14 остались в штате — иных уж нет в профессии, а те далече — от Голливуда до Норильска. Поэтому театру потребовалась «молодая кровь» юных энтузиастов.

Театральное училище имени Б.В. Щукина ведет свою историю от студенческой драматической студии, организованной в 1913 году Е.Б. Вахтанговым. Много позднее его прославили выпускники Рубен Симонов, Юрий Завадский, Михаил Ульянов и многие другие. Так что калужанам есть на кого равняться.

Тянет ли нынешнюю молодежь в     драматические актеры? В век те-    леразоблачений уже никто не верит, что актер на самом деле благороден, как Дон-Кихот, умен и отважен, как Шерлок Холмс. Но хоть два часа человек на сцене сможет сиять отблеском их добродетелей. И нашлось около 150 калужан, которые пришли 2 апреля в театр и заявили о желании войти в эту профессию.

Будущий руководитель курса, главный режиссер обл-драмы, заслуженный деятель искусств России Александр ПЛЕТНЕВ рассказал о своих взглядах на обучение и воспитание актера.

— Я привык к тому, что в театральный вуз конкурс — 100-200 человек на место, но этого не случилось.

Творческие туры начнутся в июле — нужно к этому времени отобрать реальных претендентов. Кроме чтецкой программы будут предложены задания — этюды. Приветствуется владение музыкальными инструментами, знание сольфеджио. Система ценностей изменилась. Мы стали обществом потребления, а мерило успеха — качество евроремонта. Но я считаю, что важные человеческие потребности связаны с полетом творчества. Неизбывная потребность — выражать себя в творчестве.

— Что было самым драгоценным в вашей студенческой жизни?

— Студенческая жизнь московского студента ценна контекстом. Ты днем учишься, а вечером происходит масса интересного, и ты идешь на спектакль. По большому счету это было главное. По теории школьного педагога Шаталова, «каков рассол, таким огурец и будет», то есть среда — определяющий фактор в обучении и воспитании.

— Как подействует калужский рассольчик?

— Не знаю, надо ставить подпорки. Прошлый курс студентов мы вывозили посмотреть «Трех сестер» во МХАТ, к Фоменко на «Владимира III степени». Я находил для них знаковые проекты. Практика бесплатного прохода на спектакли по студенческому билету театрального вуза действует.

— Вы набираете студентов на бюджетной основе, они не будут платить за обучение?

— Мне кажется, практика платного образования — порочная. Великий сценограф Левенталь прекратил свою педагогическую деятельность, когда наборы в вуз стали платными при Смелянском и Табакове. Как можно учить людей, которые принесли тебе свои деньги? Этого у нас не будет. Оплата обучения — из бюджета области.

— Каким должен быть человек, чтобы стать хорошим артистом?

— Актерство присуще всем. Все дети играют в солдатиков, в куклы, в «Зарницу», во дворах.

— Играют и котята. Потом вырастают — и перестают играть. Что это за люди, которые хотят играть до старости?

— Есть целые трактаты об этом, но ответов нет, параметров, признаков натуры — нет. При любом отборе нужно просто смотреть на человека, и все. У великого Питера Брука спросили: «Как вы набираете актеров в труппу?». Он ответил: «Я сижу в зале и прошу пройти актера из кулисы в кулису. При этом остановиться посередине сцены и представиться». Этого достаточно. Понятно, фокусирует ли он на себе внимание или ему надо ставить костыли: звук, свет.

— Будете ли вы подбирать заранее артистов на конкретные роли в спектаклях, о которых мечтаете?

— Такая практика была в ГИТИСЕ. Это как жену себе воспитать. В ряде мастерских подбирали под спектакли, например, для «Трех сестер» — кто может быть Ольгой, кто — Ириной… Я так делать пока не буду. Но пристреливаться, кто к какой роли в дипломной работе может вырасти — нужно. И не всегда хорошо, когда актер слишком похож по психофизике на персонаж. Тогда нечего преодолевать и нет сцепления с героем. Преодолевать свою природу — полезно для творчества.

Мы обязательно будем следить за проектом «Щука» в Калуге» и расскажем вам о таинстве передачи мастерства из рук маститых московских профессоров юным калужанам. Кто будет учить девочек и мальчиков «любить не себя в искусстве, а искусство в себе»? Эту интригу главный режиссер пообещал раскрыть нам летом.