Контроль за доминантами

В пятёрке лидеров

По словам Игоря Баранова, в 2011 году управление заняло в итоговом рейтинге 19-е место по России и четвертое — по ЦФО. Благодаря усилиям УФАС нарушители закона в прошлом году вернули в бюджет почти 12,7 миллиарда рублей. Собранные штрафы в два раза превысили показатели 2010 года. В пятёрке лидеров

По словам Игоря Баранова, в 2011 году управление заняло в итоговом рейтинге 19-е место по России и четвертое — по ЦФО. Благодаря усилиям УФАС нарушители закона в прошлом году вернули в бюджет почти 12,7 миллиарда рублей. Собранные штрафы в два раза превысили показатели 2010 года.  

Руководитель Калужского УФАС России отметил, что наибольшее количество нарушений касалось злоупотреблений хозяйствующих субъектов доминирующим положением, недобросовестной конкуренции и ограничивающих конкуренцию действий или бездействия органов исполнительной власти.

В рамках контроля за размещением заказов в прошлом году поступило 159 жалоб на действия заказчика либо конкурсной, котировочной или аукционной комиссии.

Неграмотность и недобросовестность в юридических вопросах обнаружили и профессионалы рекламной отрасли. Так, Калужским УФАС России в прошлом году было возбуждено 32 дела о нарушении рекламного законодательства. По словам главы управления, большинство нарушений связано с рекламой банковских и финансовых услуг, рекламой пивных напитков, указанием в рекламе недостоверных сведений.

Расплата за жадность

В отношении ОАО «Калуганефтепродукт» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. В действиях руководства предприятия были найдены признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке оптовой реализации дизельного топлива. Речь шла о том, что в ноябре 2011 года оно установило монопольно высокую цену на дизель.

Основанием для возбуждения дела послужила поступившая в антимонопольный орган информация министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области, а также заявление ОАО «Калуга-стройтранс».

В ходе проверки информации Калужское УФАС России установило, что ОАО «Калуганефтепродукт» в ноябре 2011 года выяснило, что оптовая цена на дизельное топливо у этого предприятия была выше цены у основных конкурентов и выше той, которая была на рынках Брянской и Орловской областей. Кроме того, цены, устанавливаемые компанией на дизельное топливо, в ноябре прошлого года росли вне зависимости от роста закупочных цен.

В настоящий момент специалисты УФАС изучают все причины, по которым дизельное топливо компании оказалось «золотым» для потребителя. В поле зрения специалистов находится рынок оптовой реализации дизельного топлива, исследуются обоснованность установления в  оптовой цене на дизельное топливо тех или иных затрат, проверяется динамика изменения биржевых цен и так далее.

И снова о ментальности

Первого января в силу вступил 223-й закон, который обязал госкомпании и естественные монополии публиковать планы и процедуры своих закупок на едином государственном портале в Интернете.

Роль ФАС в исполнении закона Игорь Баранов определил так: «Если строго следовать 223-му закону, ФАС должна просто следить, чтобы информация о закупках госкорпораций и естественных монополий размещалась на едином госпортале. Но если естественные монополии и государственные корпорации начнут нарушать конкурентное законодательство — безосновательно снимать компании с тендеров, что они любят делать, покупать товары у единственного поставщика, ставить «прокладки» между собой и конечными продавцами, в этом случае мы будем применять к ним нормы 135-го закона о защите конкуренции. Так что полный цикл контроля все равно будет сохраняться».

Нормы, о которых упомянул глава Калужского УФАС, подразумевают оборотные штрафы, которые накладываются на выручку компаний (1-15 процентов, в зависимости от тяжести вины). В первую очередь задуматься над этими словами нужно госкорпорациям — наиболее частым нарушителям антимонопольного законодательства. Назвав их «священными коровами», Игорь Баранов пообещал ужесточать санкции, пока к руководителям  таких компаний не появятся претензии. С другой стороны, «пока не поменяется ментальность руководителей, ждать глобальных улучшений не стоит».