А ну-ка полечи!

Людей, чей девиз можно сформулировать таким образом, достаточно много. Они ходят по врачам различных специальностей, предъявляют многочисленные жалобы, получают самое современное лечение, однако остаются неудовлетворенными медицинской помощью. Да и в кабинет врача они входят, как бы говоря своим видом: «Попробуй-ка вылечи меня, недоучка!». Людей, чей девиз можно сформулировать таким образом, достаточно много. Они ходят по врачам различных специальностей, предъявляют многочисленные жалобы, получают самое современное лечение, однако остаются неудовлетворенными медицинской помощью. Да и в кабинет врача они входят, как бы говоря своим видом: «Попробуй-ка вылечи меня, недоучка!».

Пациенты такого рода сразу начинают перечислять и фамилии врачей, у которых они уже были, и методы лечения. Говорят долго, обычно заканчивая монолог фразами, подобными следующей: «Попробую полечиться у вас, однако и вы мне вряд ли поможете». И действительно, эффекта лечение чаще всего не дает. Но дело не в исключительности случая, а в психологическом настрое, обусловленном особыми отношениями к избавлению от болезни, которая есть у данного человека: ему невыгодно быть здоровым. Однако болеть долго нельзя, он это понимает. Вот и получается, что во всем медицина виновата.

Вы можете возразить, мол, как это невыгодно быть здоровым! Попробуем разобраться в этой психологической игре. Для этой ситуации необходимы следующие персонажи. Главное действующее лицо — человек, действительно имеющий заболевание. И он нуждается в помощи, это отрицать нельзя ни в коем случае. И он бы обязательно выздоровел, если бы не вмешался следующий герой, назовем его «опекуном» Он настолько окружает своей заботой и вниманием первого участника ситуации, что тому поневоле становится выгодно болеть.

Третий участник — врач, часто начинает играть роль «простака», который оказывает помощь, однако вскоре начинает оказывать ее по подсказке больного, буквально спрашивая, какое лекарство выписать в следующий раз. Помощь оказывается из лучших побуждений, однако эффекта она не имеет. Зато врач становится сразу и «простаком», и «опекуном».

Естественно все трое имеют психологические дивиденды из этой ситуации. Пациент получает бесконечную медицинскую помощь, всякий раз убеждаясь в ее неэффективности, и начинает верить в свою исключительность, буквально испытывая чувство гордости от имеющейся у него болячки.

«Опекун» испытывает чувство собственной значимости, оказывая знаки внимания и поддержки больному. «Простак» полагает, что совершает гражданский и профессиональный подвиг, оказывая помощь такому сложному пациенту.

Однако есть и проигрыш у каждого героя. Пациент, в конце концов, действительно становится трудноизлечимым. У опекуна накапливается усталость. И правда, сколько можно сопереживать и опекать! «Простак» задумывается над тем, все ли правильно он делает.

Заканчивается игра чаще всего как раз таки из-за того, что «простак» находит повод прервать игровые отношения. Для этого он либо меняет подход к лечению, что правильно, либо делает так, что пациент оказывается в кабинете у другого врача, что только приносит вред больному.

Так, может, стоит перестать играть в такие соревновательные игры? Спор между пациентом и врачом, он ведь никому не нужен. Да и медицина у нас лучшая в мире. Это я как врач говорю. Удачи!