Портрет вечности

Благодаря выставке работ Алексея Жемчужникова в галерею Дома музыки забрела тень истинного благородства. Художник, ее представивший, удостоен во Флоренции международной премии имени Лоренцо Медичи.

Благодаря выставке работ Алексея Жемчужникова в галерею Дома музыки забрела тень истинного благородства. Художник, ее представивший, удостоен во Флоренции международной премии имени Лоренцо Медичи.
 
 
При входе в зал вас окружат лица людей. Трудную стезю выбрал Алексей Жемчужников! Если природа безгласна и каждый дипломированный специалист может изображать ее берега как Бог на душу положит, то у портретиста есть модель. И она может предъявить обоснованные претензии: «Я себя не узнаю!» Как ужаснулись родные Александра Блока при виде его портрета кисти Сомова! А ведь это, к сожалению, было пророчество его судьбы, судьбы России…
Алексей Жемчужников — неоплатоник, стремящийся в лицах современников углядеть предвечные архетипы. И признание маститых специалистов говорит о том, что он идет в верном направлении. Алексей увидел свет в городе Кимры Тверской области. Его родители, инженеры-химики, учились в Ленинграде и навсегда были ранены его красотой. И мать, и отец — увлеченные художники-любители. Сын окончил музыкальную школу по классу балалайки, с восьмого класса рисовал. И после армии поступил в Академию художеств на факультет промышленного искусства. Не удовлетворившись этим, вновь поступил через год на факультет декоративно-прикладного искусства и окончил его на круглые пятерки.
 
 
Выставки Алексея Жемчужникова украсили стены залов Ленинграда (1988 г.), Москвы (1991, 1994, 2000, 2004), Петрозаводска (1991), швейцарского Видлзбаха (1992, 1995, 1997, 1998), штатовского Индианаполиса (2001, 2002), Флорентийской биеннале (2001). И здесь его настигла судьба и признание. Кто этот человек? После беседы с ним сложился на редкость цельный образ. Его любимый писатель — Гессе, книга — его же «Игра в бисер». Любимые композиторы —  участники «Могучей кучки», в их числе Мусоргский с «Картинками с выставки». Выбор в кинематографе — классика европейского кино с Бертолуччи во главе. Этот человек имеет смелость и мужество воплощать свои мечты. Его выставка — как стрелки-указатели к Микеланджело, к Ботичелли, к ди Козимо и многим другим.
 
 
При входе в зал вас встретит «Леший, вынимающий из ноги занозу» — парафраз единственной скульптуры Микеланджело, доставшейся нашему отечеству. Такой лохматый и домашний, с волшебной белочкой на плече… Техника указана автором уклончиво как «смешанная». Выглядит она совершенно как офорт, но творится Алексеем так: на мелованном картоне рисунок наносится твердым карандашом, затем покрывается краской («соусом»), излишки снимаются. И вот — образ явлен.
«Боги» Алексея в графике — Дюрер, Гойя, Рембрандт, и это с трогательной отчетливостью видно на выставке.
Но художник отлично осведомлен о том, что черно-белый мелкий формат — не фаворит в глазах публики. Отсюда роскошная обнаженная Флора в шляпе с живыми цветами среди пока еще голого леса… Ева на клеверном лугу. Он почти черный от незасеянной земли,  ведь перед нами на полотне — самые первые растения, проросшие из самых первых семян, созданных Творцом! И множество портретов «простых» людей. Вы можете посмотреться в них как в зеркало до 21 марта.
Алексей Жемчужников верит в то, что каждому телу на бренной земле соответствует идеальный архетип. Свидетельство тому — голубые (чего не бывает) розы на визитке его витражной мастерской, в которой он трудится с женой Татьяной и сыном Кириллом, художником по стеклу.
Наш витражных дел мастер полагает, что искусство — вечно. Так же думал Лоренцо Медичи, глава города-государства Флоренции (1469-1492). И поэтому золотом платил Ботичелли, Марсилио Фичино, Пико де Ла Мирандола. Есть фраза, произносимая с прищуром: «Калуга — город купеческий». Ах, как мы жаждем поверить этому! Вспомнить самоотречение Золотаревых, Терениных, Хлюстина, Малютиных. Они уже сколько лет молят на небесах о процветании своей родины. Молят своими дворцами, построенными при жизни для бедных и талантливых. Так и Медичи вручал золото в руки талантов для личного бессмертия. Получилось. А сегодня? Кто стучится в двери вечности? Искусство ждет вас!