В поисках «События»

Калужский областной драматический театр добавил еще одну краску в свою богатую палитру. Молодой режиссер Сергей Аронин вывел на его сцену персонажей пьесы Владимира Набокова «Событие».

Калужский областной драматический театр добавил еще одну краску в свою богатую палитру. Молодой режиссер Сергей Аронин вывел на его сцену персонажей пьесы Владимира Набокова «Событие».

Режиссеры — дешифровщики

28-29 февраля в Малом зале прошли премьерные показы постановки этой лучшей, по мнению специалистов, пьесы лауреата Нобелевской премии. Театр стал творческой лабораторией для двух пятикурсников: ВГИКовца-режиссера Сергея Аронина и художника-сценографа Анжелики Бажиной, студентки школы-студии МХАТ. Это не просто свежая кровь, а голубая.

Вообще, зачем нужны режиссер, дирижер? Жизнь усложнилась. Теперь люди обращаются к искусству не за повествованием, а за оценками, нюансами. Их может дать только человек, стоящий поодаль от сцены — режиссер. Собственно, и автор произведения весьма отстранен от своих героев. Набоков не повторил бы за Флобером о своих персонажах: «Они — это я».

Двадцатипятилетний Сергей Аронин уже успел поставить поэтический спектакль «Поэтому», «Циника» Мариенгофа. Он считает, что «режиссер — не тот, кто ставит спектакль, а тот, кто строит театр». По перечню избранных им пьес видно, что Сергея aвлечет не броский сюжет, а внутренняя драма личности. «Моя тема в искусстве — это поиск настоящего». Для такого поиска «Событие» пригодно как нельзя лучше.

Ностальгия по настоящему

Таинственная, как и все творчество Владимира Набокова, пьеса была написана и издана во Франции в 1938 году.

Сюжет прост. Один из героев любовного треугольника стреляет в двух других и попадает в тюрьму. Его досрочно выпускают. У прежних жертв, ставших мужем и женой, — приступ страха, ожидание мести. А ревнивец вдруг уезжает за границу, забыв о пережитых страстях. Владимир Владимирович умудрился на этом материале создать пьесу, зеркальную гоголевскому «Ревизору». Ничтожный муж и бездарный художник Трощейкин с таким же ужасом ждет мстителя — Барбашина, с каким городничий ждет ревизора. Но у Гоголя комедия кончается крахом, прибытием настоящего ревизора, а у Набокова возмездие не наступает. Как писал главный отгадчик смыслов пьесы Владимир Ходасевич, это «признак пронзительного набоковского пессимизма: все в мире пошло и грязно, и так останется: ревизор не приедет, и можно его не бояться». Но под влиянием страха ожидания кары у главного героя Трощейкина действительность на миг проясняется, «он видит, что «родные и знакомые» — собравшиеся вокруг, суть хари, намалеванные его воображением». Этот момент вполне соответствует воплю ослепшего или прозревшего городничего: «Ничего не вижу: какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…» А есть ли положительный герой в пьесе Набокова? Подзаголовок «События» — «Трагикомедия о прекрасных людях с ужасным прошлым». И настроение спектакля отнюдь не мрачное, а веселое, и звучат в нем песни в исполнении Изабеллы Юрьевой, а кульминация проходит под звуки симфонии № 7 Бетховена.

Эта пьеса, как все искусство вообще, — попытка заглянуть за занавес материи, прорваться в трансцендентный мир, который и есть — настоящее. А воплощают их на сцене люди из плоти и крови — Александр Зоточкин, Игорь Постнов, Ирина Желтикова, Эмилия Ленковская, заслуженные артисты России Людмила Порфирьева и Михаил Кузнецов, другие артисты драмы. Сергей Аронин отметил, что ему «хочется еще работать в Калужском театре. Артисты здесь обладают индивидуальностью, чувством современности».

Вы сами сможете оценить усилия творческой группы по расшифровке реальности. Спектакль лишь сделал первый шажок, он будет становиться все более осязаемым и ждать своих зрителей на встречу с Набоковым каждый месяц.