Человек без иллюзий

Артист — это нерв времени. И чем он тоньше, тем ему больнее. Только через боль входит в человека познание. Познание себя, людей близких и дальних. По этому критерию Евгений Сумин, актер Калужской драмы, заслуженный артист России, — профессор жизни. Его бенефис в спектакле «Плоды просвещения» подчеркнул на этой неделе яркую дату семидесятилетнего юбилея в судьбе человека, театра, города.

Артист — это нерв времени. И чем он тоньше, тем ему больнее. Только через боль входит в человека познание. Познание себя, людей близких и дальних. По этому критерию Евгений Сумин, актер Калужской драмы, заслуженный артист России, — профессор жизни. Его бенефис в спектакле «Плоды просвещения» подчеркнул на этой неделе яркую дату семидесятилетнего юбилея в судьбе человека, театра, города.

Евгений Николаевич — востребованный и любимый актер, он играет в «Цветке кактуса», «Ревизоре», «Свадьбе Кречинского», «Доме восходящего солнца», «Без вины виноватые». В активе его судьбы — десятки ролей.

Мы расспросили об артисте человека, который сегодня ведет в Калуге за руки муз трагедии и комедии, Мельпомену и Талию, — главного режиссера нашей драмы Александра Плетнева. «С первого моего шага в калужском театре летом 1996 года я встретил в этом человеке и актере стопроцентное понимание и актерской, и режиссерской профессии. Он — единственный актер труппы, получивший стопроцентное, честное, очное ГИТИСовское образование. Он был одним из единиц, кто за историю этого вуза поступил на режиссерское отделение с первой попытки, практически со школьной скамьи. Это говорит о зрелости личности, которой он был уже тогда. И вообще, о многом говорит. Этот человек здорово, без иллюзий видит и жизнь, и искусство. Ему интересно все — от истории до природы. Сразу по приходе в театр я предложил ему заняться режиссурой, но он уже стал актером. Он считал, и вполне справедливо, что из роли артиста перейти в статус режиссера-диктатора в своей труппе — сомнительный путь. Но всегда я чувствовал внутреннюю близость с ним, потому что в нас одной и той же школой заложено одинаковое понимание искусства, культуры».

— Не мешает, когда актер сам думает, а не просто подчиняется?

— Мешает, если он думает не-верно. Если он думает верно — очень помогает. Кроме того, у Евгения Николаевича уникальной широты жизненный опыт. Он — наш Форрест Гамп. Он и Фиделя Кастро речи на Кубе слушал, и Юрия Гагарина через КПП не пропускал. Он много видел и думал. Он — человек без иллюзий.

В бенефисном спектакле «Плоды просвещения» по Л.Н. Толстому он играет Леонида Федоровича Звездинцева. В критике бытует мнение, что это произведение — пролог русского абсурда. По крайней мере, в нашей трактовке. Одна опытная зрительница на фестивале сказала после показа: «Никогда в жизни так не смеялась». Абсурд — противоречие между формой и содержанием действительности.

Как все началось? Война навалилась на планету и страну тучей горя. В октябре 1941 года в городе Чапаевке, под Самарой (Куйбышевом), родился Евгений. Уже выжить в тех условиях было большой удачей. Десятилетним мальчиком наш герой поступил в Суворовское училище как сын погибшего воина. «В нас за семь лет была вбита строгая этика, правила чести. Через день все предметы преподавались у нас на французском языке. Готовили будущих офицеров! После этого я все страницы «Войны и мира», написанные по-французски, читал свободно».

Через каждого из нас, ни на минуту не прерываясь, течет вода истории. Прапрадеды Евгения Николаевича погибли в Крымской войне. На его долю достался Карибский кризис, когда секунда отделяла мир от глобальной ядерной войны. Как осмыслить все это? Евгению Николаевичу дорого определение литератора Боборыкина: «Интеллигент — человек, который сомневается». И так — с ранней юности, когда Евгений «попал в театр, как под трамвай». Его первый актерский опыт состоялся в студии при Куйбышевском академическом драматическом театре у знаменитого Петра Львовича Монастырского. В Калуге мастер прогремел постановкой купринской «Ямы». Год артист работал в Барнаульском ТЮЗе. Потом — учеба в ГИТИСе на режиссерском факультете у Марии Осиповны Кнебель, знаменитой ученицы Станиславского. «Суворовца» призвали в армию — улаживать Карибский кризис. После он доучивался у Андрея Александровича Гончарова. Потом судьба повелела странствовать по всей Руси великой, от Тихого океана до Балтики. С 1980 года Евгений Сумин — актер Калужской драмы. На ее сцене он побыл и демоническим Филиппом II («Дон Карлос»), и Большовым («Банкрот»), и Замухрышкиным («Игроки»), и Фирсом («Вишневый сад»)… Одна из любимейших ролей, совпавших с индивидуальностью — Кэбот в «Любви под вязами».

Так кто же он? Отец сына Евгения, дед внучки Арины, азартный боксер, страстный рыбак, вдумчивый и критичный читатель Соловьева, Ключевского, Гумилева. Евгений Сумин — универсальный человек эпохи Возрождения, родившийся в железном веке в Гиперборейской стране. Каковы его выводы из пройденного пути? «Самое дорогое, самое высшее в жизни — любовь».

А вы, уважаемые зрители и жители Земли, согласны с нашим героем?