Инновации должны работать

Есть компьютеры — нет грамотных пользователей

— Евгений Петрович, что показывают ваши исследования: как выглядит наша область по уровню информатизации на фоне других?

— К сожалению, получилось так, что по этому показателю наш регион несколько отстает  не только от Москвы, но и от соседней Тулы. Процесс компьютеризации идет очень хорошо: оснащаются сельские школы, во многих почтовых отделениях области можно встретить оборудованные места для выхода в Интернет. Но зачастую новая техника либо вообще не используется, либо используется неэффективно.

Есть компьютеры — нет грамотных пользователей

— Евгений Петрович, что показывают ваши исследования: как выглядит наша область по уровню информатизации на фоне других?

— К сожалению, получилось так, что по этому показателю наш регион несколько отстает  не только от Москвы, но и от соседней Тулы. Процесс компьютеризации идет очень хорошо: оснащаются сельские школы, во многих почтовых отделениях области можно встретить оборудованные места для выхода в Интернет. Но зачастую новая техника либо вообще не используется, либо используется неэффективно.

— В чем причина? Мы не ценим того, что имеем?

— На мой взгляд, у нас еще незначительное внимание уделяется организационной и методической поддержке процесса компьютеризации. Как часто бывает: привезли компьютеры в учреждение, а что с ними делать дальше — неизвестно. И техника пылится в кабинетах, потому что сотрудников не обучили работе на них. В районе не хватает специалистов, которые ее должны обслуживать. Как правило, в школах эта обязанность возлагается или на учителя информатики, или молодого сотрудника, только что из вуза, имеющего представление о том, как работать с мультимедийным оборудованием. Если человек заболел или ушел из школы — использование информационных технологий прекращается.

Разовые компьютерные курсы, которые у нас проводятся, зачастую и организаторами, и участниками воспринимаются как формальность. Желательно, чтобы к их проведению подходили более системно, необходима поддержка в виде хороших инструкций, пособий.

Нужно формировать информационную культуру и понимание того, что членам современного общества это необходимо. Если правильно донести до людей преимущества использования новой техники, показать практическую направленность, процесс освоения пойдет более успешно.

Отношение к информации у нас в целом еще соответствует уровню постиндустриального общества — в то время как ряд западных государств уже шагнул в информационное общество. Его влияние ощущается не только в модернизации промышленного производства и госструктур, но и на бытовом уровне. Так, например, при выборе компьютера для ребенка родители просят продавца показать им «самый крутой», то есть новейший. Стоит такая техника немало, а через полгода ее цена падает вдвое.  Получаются убытки в чистом виде. За полгода аппаратное и программное обеспечение компьютера не претерпит существенных изменений, тем более что в компьютерном мире сегодня наблюдается относительный застой: разработчики существенно снизили темпы внедрения программных и аппаратных новинок. Вообще говоря, большинство из тех, кто имеет компьютеры, лишь на 5-10 процентов реализуют их потенциал. Нужно стремиться к тому, чтобы использовать возможности по максимуму — только тогда это будет выгодно.

Цель — информационное общество


— Вопрос в том, как это сделать. Взрослые не всегда представляют, как можно использовать компьютер иначе как печатную машинку, средство для игр или способ найти одноклассников, а тем более — дети.

— Нужно всегда исходить из задач, которые ставите перед собой. Ребенку с самого начала необходимо объяснить, что компьютер — это прежде всего  прибор для работы с информацией. Кстати, сейчас уже, начиная с начальной школы, многие педагоги рекомендуют выполнять  домашнее задание с использованием компьютера.

Мы хотим построить информационное общество, это  возможно при высочайшей автоматизации технологических процессов. Примером такого общества является США, где почти 80 процентов работающего населения являются офисными работниками. При этом успешно развивается сельское хозяйство, а промышленное производство — одно из мощнейших в мире.

Россия сегодня стремится к такому обществу, но необходимо решить вопрос с обеспечением информационными каналами сельских районов. Молодые и талантливые специалисты уезжают в столицу. Я уверен, если у них будет доступ к хорошему Интернету и цифровому телевидению, многие предпочтут жить в 20-30 километрах от Калуги, что не помешает им работать в той же Москве.

Дети Сети

— Всеобщая информатизация, информационное общество — так ли уж это нам нужно? Помимо удобства и неограниченных возможностей, есть еще здоровье, которое мы теряем в результате тесного и многочасового общения с компьютером.

— Думаю, что процесс вхождения в информационное общество уже не остановить, да и не нужно: мы выбираем передовое развитие и не сможем ограничиться ролью второстепенной державы. Из этого нужно исходить.

Есть много инструкций относительно техники безопасности по работе на компьютере, рекомендации о том, как не навредить здоровью и прочее — очень важно их соблюдать. Надо отметить, что для российского менталитета информационное общество может дать больше, чем для других стран. Русская культура — культура творческих людей — креативных, как сейчас принято говорить. У нас развит кругозор, любознательность, русские люди любят до всего доходить собственным умом. Однако часто наш энтузиазм неуправляем, поэтому его нужно пустить в нужное русло.

Хотя в последнее время наметилась негативная тенденция среди молодежи, связанная с влиянием западного сознания. Транслируемая по телевидению реклама на 90 процентов является переводом с заграничных роликов, постепенно она трансформирует образ мыслей. Минимум математических понятий и упор на ассоциации — такова американская модель усвоения материала. А людьми, у которых лучшим образом сформировано образное мышление, гораздо легче манипулировать — достаточно создать несколько красивых образов — и они поверят. Если среднее поколение критически относится к рекламным  слоганам, то молодые воспринимают их вполне спокойно и руководствуется рекламой.

Благодаря Интернету процесс поиска необходимой литературы упростился и сократился до минимума.  Правда, теперь ленивые школьники и студенты попросту скачивают рефераты, курсовые, то есть занимаются плагиатом. Но даже не это самое худшее: наиболее ответственные обучающиеся стараются писать сами, но при этом используют не источники, а критические статьи, обзоры — берут данные из Сети, при этом у них формируется не собственное мнение, а сходное с мнением критика. По сути, дети не добираются до первоисточника, а транслируют чьи-то мысли о нем.

— Что делать, чтобы спасти наше креативное мышление?

— Запретить, ограничить в наше время ничего нельзя — можно научить правильному пониманию. Человеческому сознанию нужно научиться справляться с огромным количеством информации. Развивать кругозор, вспомнить и вновь включить в программу подготовки школьников мировоззренческую составляющую. Из современных методик она либо исключена, либо ей отводится второстепенная роль.

Вообще говоря, пока еще нет методики вхождения детей в информационное общество. Мы, эксперты Института качества жизни, сейчас работаем над подобным проектом. Сложность в том, что потребуется взаимодействовать не только с детьми, но и с родителями. Они ведь тоже теряются в информационном море.

Применительно к теме нашей беседы можно сказать, что для того чтобы начать получать блага от чего-то, в данном случае от технических инноваций, надо научиться ими правильно пользоваться, чтобы реализовать их потенциал, то есть ценить эти блага и развивать.