Позитив по-калужски

Калужский Институт качества жизни в сентябре-октябре этого года провел исследование общественного мнения. Ученые попытались определить уровень так называемого социального оптимизма у жителей областного центра. Результаты оказались достаточно любопытны. Наш корреспондент побеседовал с автором-разработчиком новой методики, экспертом института, доктором психологических наук Еленой ГОРБАЧЕВОЙ. Калужский Институт качества жизни в сентябре-октябре этого года провел исследование общественного мнения. Ученые попытались определить уровень так называемого социального оптимизма у жителей областного центра. Результаты оказались достаточно любопытны. Наш корреспондент побеседовал с автором-разработчиком новой методики, экспертом института, доктором психологических наук Еленой ГОРБАЧЕВОЙ.

— Елена Игоревна, что понимается под термином «социальный оптимизм» и зачем потребовалось его исследовать?

— Прежде всего, хочу сказать, что мне очень приятно, что в Калуге открыт такой институт. Это знак того, что наша власть понимает: модернизация — не чисто техническая проблема, но и гуманитарная. Нельзя без знания социальных процессов по-настоящему управлять идущими инновационными преобразованиями.

В большинстве социологических исследований термин «социальный оптимизм» употребляется для обозначения уровня удовлетворенности потенциальным благополучием или для оценки позитивного восприятия человека в обществе. Исследования проводятся для определения показателя социальных настроений различных общественных групп.

Здесь интересно  выделить региональный аспект и аспект страны в целом. Часто для жителей провинции характерны так называемые идущие вверх сравнения — сопоставление  с лидером. Скажем, калужане всегда сравнивают свой город с Москвой, и часто в этом случае сравнение оказывается не в нашу пользу. В этом трудность определения уровня социального оптимизма в нашем регионе. Поэтому если пользоваться привычным социологическим инструментарием, то можно сделать вывод, что наши земляки пессимисты.

В психодиагностике огромную роль играет качество самого инструмента исследования. Мы с моей коллегой кандидатом экономических наук Натальей Губиной попытались взглянуть пристально на проблему социального оптимизма и дать более широкое его определение. Мы взяли такие показатели, как эмоциональный настрой, причастность к общественной жизни региона, позитивные ожидания, отношение к переменам, удовлетворенность властью, социальной инфраструктурой, социальным окружением, социальное самочувствие, сфера своего самоопределения (гордость за себя как за жителя Калуги).

Хотим работать в столице, а жить на родине

— Что показали результаты анкетирования: оптимистичны ли мы?

— Выяснилось, что уровень регионального оптимизма у калужан достаточно высок и, пожалуй, больше всего выражен. Многие верят, что город развивается и культурно, и экономически, что у нашей области прекрасное будущее.

Вообще говоря, калужане отличаются от жителей других регионов привязанностью к своему городу. Даже уезжая из него на учебу или на заработки, очень многие из них возвращаются или продолжают считать себя калужанами.

Есть люди с низким уровнем региональной идентичности, иными словами — не патриоты своего города, области, которым все равно где работать и жить, лишь бы жить хорошо. Среди калужан таковых всего треть. Причем, как оказалось, региональный патриотизм, его наличие или отсутствие, не зависит от принадлежности к профессиональной группе — группе офисных работников или производственников.

Я считаю, что фактор региональной идентичности пока недооценивают наши менеджеры, а это мощный ресурс.

Существует понятие экономического оптимизма как определение своего материального статуса. Можно иметь высокий региональный оптимизм, но быть не очень удовлетворенным своим  материальным положением. В исследованиях это тоже проявилось. Однако есть и иные вещи, которые нужно учитывать. К примеру, удовлетворенность экологической обстановкой, близостью к работе, центру города. Калуга — компактный город, и это многих из участников анкетирования устраивает, поскольку создает удобство в проживании, в отличие от той же столицы.

За инновации

— Какие группы участвовали в анкетировании?

— В исследовании приняли участие четыре поколенческие группы общим числом около 500 человек. Это были люди со сходным политическим опытом и жизненными установками. Почему мы решили использовать такой подход? Потому что в период больших и стремительных перемен очень ярко отражаются разрывы между поколениями.

При проведении выборки учитывалось время рождения и время самореализации. Группа «Молодежь нулевых» — это те, кто появился на свет в начале девяностых годов прошлого века. «Дети перестройки» — родившиеся в восьмидесятые годы. Еще две группы — «Дети застоя» и «Дети Победы». 

Итак, мы попытались посмотреть, кто же из них оптимистичнее, каков характер этого оптимизма и его структура. Получилось следующее. Электоральный оптимизм, то есть надежда на то, что их позиция, их голос на выборах может что-то изменить, оказался безусловно выше в группе пожилых людей. Оптимизм, который связан с верой в позитивность экономических преобразований в регионе, как мы и ожидали, в большей степени присутствует у поколения «Детей перестройки». Они — самая работоспособная часть населения, те, кто является движущей силой модернизации. По сути, их мнение — это выраженное одобрение этой частью населения происходящих в области инноваций. 

Может быть, кому-то покажется странным, удивительным, но у «Детей нулевых» оказался высоким региональный оптимизм — они привязаны к Калуге. Пусть они рвутся в Москву учиться или заработать на квартиру, машину, но абсолютное большинство желает вернуться, чтобы жить на родине. Лишь 15 процентов молодых людей ответили, что готовы уехать в столицу на постоянное место жительства.

Информация к размышлению

— В каком направлении будет вестись дальнейшая исследовательская работа и как потом будут использованы ее результаты?

— Мы пойдем вглубь — нас интересует динамика этих процессов. Мы настроены на проведение мониторинговых исследований.

Пока что сделали только первый шаг к тому, чтобы измерить уровень социального оптимизма. Исследования показали, что поколенческие различия обязательно нужно учитывать, для того чтобы ориентироваться в происходящих в регионе социальных процессах, что называется, держать руку на пульсе. Для социального планирования и принятия глобальных решений нужны тонкие инструменты, и мы на пути создания такого инструментария.

Что касается использования социологических и психодиагностических данных, полученных в результате исследования, то повысить социальный оптимизм в обществе мы, безусловно, не можем, да  это и не наша задача. Мы предоставим информацию, будем предлагать рекомендации, а принимать меры  к тому, чтобы изменить ситуацию к лучшему, — это дело властных структур.

Кстати

Из результатов социологического исследования, проведенного сотрудниками Института качества жизни среди жителей районных центров:

По мнению жителей, решению городских проблем мешают их пассивность, низкое экономическое состояние. Району нужны инвестиции.

Идеальный образ жизни: практически все хотели бы владеть домом с участком земли порядка 10 соток. Некоторые из респондентов желали бы иметь квартиру со всеми удобствами и с «числом комнат по числу членов семьи». Лучше жить отдельно от родителей, но недалеко от них. Состав семьи: двое-трое детей. Практически все сходятся в том, что развлекательных центров достаточно, нужно «больше культуры, парк, бассейн».

Отношение к мигрантам: их нужно ассимилировать, ввести квоты, контролировать их поведение и не разрешать им жить кучками.

Отношение к Западу, к странам СНГ: «дружить, но не брататься».

Отношение к политическим проблемам: желание видеть лидером страны «крепкую руку» или демократа, но «с соблюдением законов».