Требовательность или ворчливость?

Стремясь приучить к порядку и дисциплине, мы нередко обрушиваем на ребенка целый поток требований. В результате часто не получаем ничего: мозг дошкольника не справляется с таким объемом указаний. Как правильно себя вести, чтобы добиться желаемого и не превратиться при этом в ворчуна? Стремясь приучить к порядку и дисциплине, мы нередко обрушиваем на ребенка целый поток требований. В результате часто не получаем ничего: мозг дошкольника не справляется с таким объемом указаний. Как правильно себя вести, чтобы добиться желаемого и не превратиться при этом в ворчуна?

Типичная картина: мама приходит с работы и начинается — убери игрушки в комнате, причеши волосы, почему посуда не помыта?.. Шестилетнее дитя еще осмысливает первое требование, пропускает мимо ушей второе, а тут уже его ругают за невыполнение третьего. Мать нервничает, ребенок тоже, назревает конфликт. А толку — ноль.

К сожалению, нам часто не хватает элементарного терпения, чтобы добиться хотя бы малого. Мы непоследовательны, а хотим, чтобы наши дети, наоборот, делали все «как надо».

Чувство меры имеет исключительно большое значение, и если взрослым оно изменяет, то самые хорошие побуждения могут вызывать у детей негативные формы поведения. Какие? В ответ на ваш повышенный тон и обвинения, малолетка вдруг начнет визжать, топать ногами и кричать, что делать ничего не будет. Оно вам надо?

Пять золотых правил

— Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Важна даже интонация, с которой вы произносите требование.

— Она не должна быть бессмысленной, ради демонстрации родительской власти и авторитета.

— Требовательность не должна уступать капризам ребёнка, важно быть последовательным. Недопустимо чередование требовательности и попустительства.

—  Требования должны быть понятны для ребенка и иметь смысл.

— Они должны быть посильны.

— Стоит всегда объяснять, зачем вы это требуете и что это даст самому малышу. Например, объясните, зачем нужно беречь книгу и что это значит, естественно, в соответствии с возрастными особенностями.

Стремясь быть всегда неуклонным и последовательным, воспитатель не может не считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием детей.

Если сын пришел в детский сад с плохим настроением, вялый и забыл поприветствовать взрослых и сверстников, то вряд ли следует заставлять его непременно поздороваться да еще с приветливой улыбкой.

Если вечером ребенок раскис и явно хочет спать, сделайте исключение, не заставляйте его убирать игрушки — лучше пусть это сделает утром. В противном случае рискуете нарваться на истерику, которая ничего хорошего никому не принесет.

Стремление добиться своего любой ценой, путем даже испорченных отношений с чадом, может привести к тому, что в его глазах вы станете выглядеть тираном. Тогда в будущем вряд ли можно будет надеяться на доверительные отношения.

Очень важно не смешивать требовательность с мелочной опекой, с дерганьем по всякому поводу: «Не ходи туда!», «Не трогай это!» Поток указаний не оказывает должного воздействия: к нему постепенно привыкают и перестают воспринимать. К тому же подавленная инициатива обернется другой проблемой: впоследствии придется, наоборот, подталкивать дитя к активным действиям.