Калужский «Митёк»

В нашей газете с 1989 года работает художник Евгений Смирнов.  Лично я по газетным страницам знал его как карикатуриста.  Мне очень нравятся его работы, особенно те, что публиковались под рубрикой «Острый карандаш Евгения Смирнова». Но всегда было интересно, почему он рисует в одном стиле и только карикатуры?

Евгений Смирнов, художник

— Евгений Антонович, разрешите банальный вопрос: как вы стали художником?

— Да как-то так само вышло. Сначала вообще на скрипке играть учился, но оказалось, что это не мое. А потом пошел в Дворец пионеров в кружок — это я еще октябренком был. Всем окружающим было понятно, что из меня может художник получиться — всегда всему классу рисование делал. Потом в институтах учился. Аж в трех: в полиграфическом, на филфаке и в институте кинематографии. Ни один, правда, не окончил. А из последнего, питерского, так и вообще выгнали — с Митьками связался.

Евгений Смирнов, художник

Потом я на заводе работал художником-оформителем. Только числился я там иногда слесарем, иногда токарем — работы на выставках так подписывали. Однажды зритель так походил, посмотрел и говорит: «Это не слесарь у вас тут висит. Это художник». В 89-м я в «Знамя» пришел. Картинки рисовал, фотографии ретушировал.

— Как так? Без «фотошопа»?

— Ну да. Снимки из районов порой присылали просто никудышные. Ужасные, я бы даже сказал. Приходилось дорисовывать. Прямо на карточках, гуашью. А вы как думали? Кстати, потом можно было просто смыть краску, и фотография приобретала прежний вид.

Евгений Смирнов, художник

— Я, наверное, как и большинство наших читателей, знаю вас как художника-карикатуриста.

— Карикатуру мне рисовать пришлось, а вовсе не захотелось. Просто в те времена она была востребована в печатных изданиях. Невозможно же было вообразить газету без шаржа. Кого я там только не рисовал: Горбачёва, Ельцина, Жириновского! Даже на губернатора нашего карикатуру как-то сделал. А теперь можно только как в журнале «Крокодил» — социально-бытовые явления высмеивать. Свобода слова есть, но ее нет, потому что все друг от друга зависят. Вот у вас главный редактор депутат, остальные СМИ тоже к власти отношение имеют. Разве может в них появиться политическая карикатура? 

Евгений Смирнов, художник

— Когда вы начали рисовать карикатуры?

— Когда в армии служил. Рисовал там все подряд. И вот надо было схалтурить: газету оформить. Ну, я карикатуры на солдат нарисовал: кто подтянуться не может, кто еще что. Замполит как увидел, как начал меня распекать: «Ты что? Ты же политический боец! Ты что нарисовал? Недомерки какие-то!». Вот так мое начинание с карикатурами и закрылось, больше в армии я так не рисовал.

Но там помимо этого было много веселого. Например, у меня солдаты частенько гуашь просили черную. Я сначала не понимал, зачем она им, а потом в гараж заглянул. Они ею колеса машинам красили, чтобы к приезду начальства не мыть. Черные — значит чистые.

— Вы рисуете только в этом жанре?

— Ой, мне детские книжки очень нравится оформлять. Просто это приятней делать. В рисунках для детей также очень высокая степень искажения. Это ведь тоже карикатура, просто очень добрая.

Евгений Смирнов, художник

— Есть у вас любимый художник?

— Знаете, очень нравится Виктор Чижиков, который олимпийского мишку нарисовал. Мои рисунки даже как-то раз спутали — подумали, что Чижиков. Просто одно направление у нас.

— Человека можно научить рисовать (если задатки есть). А можно ли научить рисовать карикатуры?

— Наверное. Всему можно научить. Мне даже года два назад предлагали в КГПУ семинары проводить. Но я так испугался — просто не очень публичный человек. Не могу «говорить с трибуны». Но было бы очень интересно. Вот десять лет назад пригласили на встречу с ветеранами. Пришли журналисты разные и я. Ну, журналистам-то хорошо — язык подвешен, а у меня как-то не очень хорошо получилось выступить.

— Есть у вас ученики?

— Да кому оно надо? Кто сейчас будет руками рисовать? Все вон на компьютерах. Я пробовал — поводил мышкой линии, посмотрел на результат — не понравилось. Мне ближе тушь и перо.

Евгений Смирнов, художник

— Я слышал, что вы участвовали и побеждали в конкурсах. Так?

— Ну да, было дело. Вот в начале 80-х годов в «Известиях» каждую неделю публиковали лучшие из присланных карикатур на заданную тему. Так мало того, что опубликовали их штук десять, так за них еще и гонорары выслали — по 45 рублей за штуку. Это при средней зарплате в 90!

Кстати, недавно, всего два года назад, занял первое место в конкурсе лучших карикатур «Лебедь, рак и щука» на тему прессы, организованного оргкомитетом XIII Международной профессиональной выставки «ПРЕССА-2006». Там вообще интересно вышло. Приз за первое место — 700 долларов. Но была небольшая проблема — банкет за счет победителей. А на подведение итогов пригласили кучу народу — из Якутии даже ехали целые делегации. Так что до меня дошло только 14000 рублей. Но и на том спасибо.

Кстати, из Калуги только я один и участвовал. Хотя приглашения всем высылали — там же не только карикатуры были, разные номинации: идеи газетного бизнеса, фотография, лучшая пресс-служба и много других. А у нас что-то никто и ухом не повел. 

— Вы «обрисовали» целую эпоху. Можете сказать, как менялись заказы и сами рисунки?

— Эм… Безусловно, менялись. Но вот так взять и рассказать — довольно сложно — двадцать лет прошло с тех пор, как я журналистом стал. В 94-м, кстати, стал членом Союза журналистов. Зачем — до сих пор понять не могу. Самое главное изменение, как я уже говорил, — ушла политическая карикатура.

Вот если бы издать те работы, что сохранились, — получилась бы отличная история в картинках.

Побывав у Евгения Антоновича в гостях, я понял, что карикатура, на самом деле, занимает далеко не главное место в его жизни. Каких только рисунков у него нет! В основном это, конечно, иллюстрации к книгам. Но есть и то, что он рисовал для себя. Сам Евгений Антонович называет такие рисунки «тренировкой для глаз».

Когда я был маленький, мне очень нравилась серия книг «Черный котенок». Я очень удивился (приятно, разумеется), когда узнал, что многие книги серии оформлены рисунками Евгения Смирнова.

Вот если бы ему еще кто-то с выставкой помог — такие работы нельзя хранить на антресоли. 

Роман БУРМАКИН. 
Фото автора. Рисунки Евгения Смирнова.