Геометрия любви

Александр Плетнёв о сексуально-вечном в своём новом спектакле

Этот драматический жанр, нежно любимый зрителем, носит смешное название — «хорошо сделанная пьеса». Главное здесь, как в школьной геометрии, точно рассчитать и вычертить многоугольник.

Так и в пьесе американца Эйба Берроуза «Цветок кактуса»: солидный дантист Джулиан (засл. арт. С.Корнюшин) туманит голову молоденькой продавщице Тони, в то время как медсестра того дантиста Стефани (засл. арт. Н.Ефременко) тайно отуманена своим легкомысленным боссом. Завершает эту замысловатую фигуру молодой красавчик Игорь (в миру Игорь же Корнилов): от его сердечной склонности будет зависеть окончательная конфигурация. Спектакль, как и положено, насыщен забавными совпадениями и недоразумениями. Зритель, конечно, не дурак и догадывается в общих чертах, чем всё закончится, но всегда «обманываться рад», и послушно замирает, где надо, и хохочет с энтузиазмом, где положено. Виновник — А.Б.Плетнёв, его крепкая рука, создавшая этот бодрящий театральный напиток.

Надежда Ефременко и Сергей Корнюшин — давние партнёры ещё по бессмертному спектаклю «Пока она умирала» — и здесь выступают дуэтом. Герой С.Корнюшина — мужчина не первой молодости, вроде бы успешный и победительный, но, как оказалось, слабый и запутавшийся скуповатый ревнивец, которому нужна жена-мама, но не жена-дочка. Н.Ефременко в роли Стефани нужно было, пожалуй, решить задачу посложнее: уж больно традиционно для таких пьес превращение «синего чулка» в очаровательную женщину. Или есть такие задачи, которые не по плечу Н.В.Ефременко? Их нет! И вот она — то усталая и строгая, то энергичная и легкомысленная, умная и безнадёжно влюблённая женщина. А сцена, в которой она лихо отплясывает в баре в танцевальном поединке с молодой соперницей — из лучших в спектакле. Подозреваю, что многие женщины среднего возраста ходят в театр учиться у актрисы женскому очарованию. Да и не только среднего, но и гораздо моложе.

Вот как А.Семесенко, ученица Н.Ефременко по театральной академии и по сцене. Она играет молоденькую девочку, которую угораздило влюбиться в этакого «папашку». И как серьёзно она переживает мнимые измены возлюбленного, как участливо озабочена его разводом с несуществующей женой! Зритель облегчённо вздыхает вместе с героиней, когда в финале девушка всё-таки попадает в хорошие руки. В руки её соседа, молодого писателя Игоря. Верим, сразу верим: в исполнении И.Корнилова претендент на сердце прекрасной продавщицы в высшей степени надёжен и душевно здоров. Хочется к нему прислониться, а также за него спрятаться! Приятель главного героя — жизнерадостный неудачник Харви. Туповатый, хамоватый, но, в общем, сердечный малый — смачно представлен артистом А.Никоненко. Трогательная бабушка-пациентка миссис Дюран очень мило сыграна Р.Якимовой. И, как всегда, особый аромат любому спектаклю, даже в почти бессловесной роли, придает В.Голоднов (здесь — Меломан).

Пьесе «Цветок кактуса» — почти полвека. И именно сейчас этот материал перестал быть для нас сугубо «западным»: наша жизнь сегодня тоже, знаете… Не покидает ощущение, что можно этот текст легко сделать вовсе родным: просто поменять Тони на Таню, Стефани на Валентину, Игоря на… менять не будем — и успех будет ну просто оглушительным.

Владимир КАРПОВ. Фото В.Кропоткина.