Если б не было райпо…

 

Недавно на главной площади областного центра министр сельского хозяйства Леонид Громов вручал лучшим районным потребобществам ключи от автолавок и молоковозов.
Жиздринскому председателю райпо Владимиру Пигареву досталось аж две спецмашины. Чем же он заслужил такую любовь?

Кому нужна эта автолавка?

Одна стена уютного конференц-зала райпо спокойно могла обойтись без декоративной облицовки — она вся заполнена грамотами и благодарственными письмами. И везде — первые, первые, первые.

Понятно, почему их так много — сам-то Пигарев у руля общества около четырнадцати лет.

Людям, далеким от сельского уклада жизни, трудно понять, сколь значимо райпо в отдаленной деревне, где до цивилизации пока как до звезд. Я уж не про филармонию и не про салоны красоты. Там первостепенно — продукты, где главнейший — хлеб.
Представим себе такую ситуацию: в одночасье райпо закрыло свой автосервис. Вы скажете — не беда. Теперь на своих джипах и «Ауди» снуют бесчисленные коробейники с товаром. Кажется, местная власть, наложив вето на эту услугу райпо, рассудила так: чем везти в деревню примитивные батоны, пачки соли, макароны — пусть приобщаются к изысканной импортной колбаске, «сникерсам» и модным тортикам.

По логике вещей бунт в связи с запретом привычного должны были поднять главы сельских поселений. Нет — их вроде нововведение устраивало.

Но вначале робко, кое-где, а потом массово поднялся деревенский люд. Не нужна им заезжая обслуга по высоким ценам и с дурацким ассортиментом.

К счастью, на сегодняшний день высочайшее распоряжение было отменено — автолавки снова с раннего утра в пути.

Хлеб вкусный. 
И дешёвый…

Я спросила у Владимира Николаевича, есть ли разница в формах работы райпо советского периода и нынешнего. Есть. В былые времена много сил тратилось на бытовку. Сейчас — продуктовое обслуживание населения.

Несомненная заслуга Пигарева в том, что он сохранил все звенья своего предприятия: хлебокомбинат, общепит, коопзаготпром, автогаражи, торговлю. Проще говоря, райпо на сегодняшний день и главный источник налоговых поступлений в районную казну, и, конечно же, рабочие места. (Кстати, во всех его точках в основном трудятся молодые.)

От многих наслышана про знаменитый пигаревский лимонад. А вот про хлеб не рассказывали. Попробовала. Что за чудо — наверное, вода местная особого толка. Оказалось, что дело в людском старании, а еще — в просеянной ржаной муке. С досадой подумала: не умеют жители дальних районов бизнес делать. Вот открыли бы в Калуге палатку с таким хлебом да цену бы нацарапали, как в нашем «Звездном» — сразу бы в богачи выбились!

Нет, такое жиздринцам на ум не приходит — не могут они своих людей без хлеба оставить! А вот в соседние районы возят. Да только опять же по цене дешевой.

…а торты 
без красителей

О ценах же заговорили и в кондитерском цехе, где женщины-мастерицы делились тайнами сладких технологий. Главная из них — никакой синтетики. Все натуральное. И почти все — вручную. (Не зря бытует мнение, что вкус печеного — от тепла человеческих рук.)
Так вот, экологически чистый торт здесь ценится всего в 150 рэ. Женщины говорят, что в дни праздников от заказов нет отбоя. Особенно перед Пасхой — в куличи здесь пекари вкладывают всю душу.
Штат работников — мизерный, впрочем, как и в столовой, где несколько женщин умудряются не только быстро и вкусно накормить жиздринцев по будням, но и в дни больших торжеств поспевают в срок справиться со сложными заказами.
Уж если речь зашла про вкусную и здоровую пищу, нельзя умолчать о производстве полуфабрикатов. Мясо закупается у населения. И молоко, естественно. Правда, здесь у Пигарева прогнозы сумрачные: поголовье скота в деревнях усыхает день ото дня — 26 процентов коров ежегодно идет как раз на котлеты. И на прилавки магазинов.

Кто зарежет 
курочку Рябу?

Магазинов у Пигарева всего 34 (в том числе два — в Думиничах и один — в Людинове). Содержание торговых точек в надлежащем виде — особая забота райпо. Нынче куда ни кинь — конкуренция, и если не придумаешь более завлекательное в оформлении, в качестве, в ассортименте — тебя «задавят». (Но вообще-то Владимир Николаевич с коллегами от торговли живет по-братски.)
Сейчас у председателя райпо в приоритетах — масштабная реконструкция универмага. Задача — все переделать в современном стиле.

Я посмотрела на сводки отчета райпо за истекшие месяцы года. Везде — рост. Причем по отдельным производствам (к примеру, полуфабрикаты) — аж на 200 и более процентов.

Самое время порадоваться за жителей района и постараться забыть про обмелевшие в хозяйствах и на подворьях молочные реки. Тут уж не вина райпо, здесь все дело в отсутствии хороших инвесторов.
Но вот налоговая беда напрямую касается пигаревского производства. С 2006 года единый налог на внесенный доход в сельских магазинах вырос в 6,4 раза, в городских — в 2,4 раза.

Стремясь расширить производство, объемы продаж для населения, райпо не прочь открыть новые магазинчики. А ведь это — и новые рабочие места, и рост налоговых платежей.

Но так уж устроено у нас в этом государственном ведомстве, что первостепенно — выжимание с любого предприятия максимума денег. Как развиваться райпо (Пигарев его назвал «золотой несушкой»), если налог буквально петлей душит горло?! Предпримет ли наконец правительство шаги в сторону настоящей поддержки потребкооперации, да и предпринимательства в том числе?

А пока… Я ответила на вопрос, почему Жиздринское райпо лучше.

Евгения МИЛЁНУШКИНА. Фото Алексея Артамонова.