Каскадёров воспитывают в Калуге

Прыгнуть с четвертого этажа за долю секунды до взрыва, кинуться в воду с рассекающего волны катера, скатиться кубарем с крутого склона, остановить железного коня на ходу и войти в горящий пент-хаус — все это обычное дело для каскадера. На экране мы видим красивую картинку и редко задумываемся, каким опасностям подвергались в этот момент дублеры (или вы наивно полагаете, что трюки в кино выполняют сами актеры?).

Что же ребят может привлекать в этой работе? Об этом лучше спросить их самих, тем более что такая возможность имеется: в Калуге появился клуб Steel-man (переводится как «стальные люди»), где простые смертные могут обучиться каскадерскому мастерству. Вот к его создателям корреспондент «Знаменки» и отправилась.

В огонь и в воду — работа и хобби

Честно говоря, я ожидала увидеть брутальных мужчин лет сорока, а перед моими глазами предстали два статных, бойких и смешливых паренька. Сергею Лукьянову двадцать три года, а на его счету уже 26 картин. С самого детства он посвятил себя физической культуре: занимался каратэ-до шотокан, увлекался спортивной гимнастикой, в 17 лет стал мастером спорта, а поступив в институт, еще и на кик-боксинг записался. 

Впрочем, этого Сереже казалось мало, поэтому, наткнувшись на объявление в интернете о работе для каскадеров, он решил воспользоваться возможностью проявить себя еще и в этом деле. И несмотря на температуру минус сорок, отправился покорять столицу. А затем и своего товарища Фрола Соцкова приобщил. 

У того достижений не меньше: с дошкольного возраста занимался спортивной гимнастикой и плаванием, с первого класса — каратэ, с пятого пошел на вольную борьбу, а потом еще на самбо и дзюдо (последнее принесло ему звание мастера спорта). 
На одном из соревнований Фрол получил травму руки. Но, несмотря на печальные прогнозы врачей, смог восстановиться и вернуться в спорт. Помогли сила воли да один доктор биологических наук, посоветовавший выполнять статические упражнения с гирей.  

Послужной список у ребят вызывает уважение, но все же, что их потянуло в опасную профессию каскадера? Деньги?
Фрол: — Ну что вы, в кино вообще мало кто из-за денег работает. Наверное, свою роль здесь сыграли юношеский максимализм, романтическая наша натура и тяга к приключениям. Один раз попробовав, мы по-настоящему влюбились в это занятие.
— А что думают ваши родители и девушки?
Сергей: — Конечно, волнуются, но я объясняю им, что здесь все продумано до мелочей, что это не более опасно, чем выполнять упражнения в спортивной гимнастике.
Ф.: Девушки у меня нет, а вот родители переживают не меньше, чем у Сергея. Помню, в одном фильме я играл сварщика (эпизодическая роль), которого должно было придавить металлической дверью. Она, конечно, была бутафорская, легкая, но я так артистично дергался и стонал, что маме с папой было не по себе от просмотра фильма, хотя я сидел перед телеком вместе с ними — живой и здоровый!

— А случались особенно опасные моменты?
С.: Страшнее всего работать с природными явлениями, особенно со стихиями: огнем и водой. Один раз чуть не утонул. По сюжету фильма я должен был уцепиться за бревно, привязанное к отплывающему катеру. Чтобы было удобнее держаться, я примотал к деревяшке руку, вот это меня чуть и не погубило: коряга посередине озера ушла под воду, утащив заодно и меня. Насилу отцепился. 
Еще очень страшно выпрыгивать из взрывающегося здания. Выполняя этот трюк, главное не дышать открытым ртом — иначе можно обжечь легкие и умереть. 
Ф.: В нашем деле вообще никогда нельзя расслабляться. Даже если нужно (как кажется посторонним) всего-навсего скатиться с горы: никогда не угадаешь, как поведет себя тот или иной камешек.
Вот я как-то махал палкой (вроде бы что может случиться?) и задел люстру. Она разбилась, осколки полетели в меня. Хорошо, что накануне мне Петя Красилов (многим известный по сериалу «Не родись красивой») подарил кристальный карандаш для свертывания крови — помогло. 

Актёры разные бывают…

— Вы, смотрю, дружите с нашими артистами…
Ф.: Ну, смотря с кем. Некоторые ведут себя неадекватно, задирают нос, но с большинством действительно отношения хорошие. Вот с Лифановым общаемся, с Никифоровым, да и с тем же Красиловым. 
— А сами играть не хотите? 
С.: Мы к этому стремимся, ходим на специальные курсы. Здорово было бы, если русские актеры не только драматическим талантом обладали, но и умели исполнять хотя бы простые трюки, как это принято в Голливуде. 
Сами, значит, в артисты, а себе на замену молодежь готовите? Расскажите про свой клуб Steel-man. 
С.: Пробиться в кино «людям с улицы» не просто, поэтому мы решили помочь калужским ребятам, мечтающим о съемке в фильмах: будем учить их всему, что умеем, а самых талантливых еще и привлечем к съемочному процессу. 
Конечно, прийти к нам может не любой подросток, есть ограничения по возрасту: заниматься в клубе могут дети с 16 лет, а работать вместе с нами — только по достижении совершеннолетия. Приветствуется и хорошая физическая подготовка, не говоря уже о надлежащем здоровье, но самое главное — желание. 
— У вас, наверное, строгий режим, диета. Не каждый такое может выдержать.
Ф.: Мы не придерживаемся какого-либо определенного питания — не культуристы все-таки. Но отдаем предпочтение полезным продуктам, стараемся как можно меньше есть жирное и сладкое. Не злоупотребляем алкоголем, не курим. Что касается тренировок, то это для нас святое — как бы себя мы ни чувствовали, не пропускаем ни одной.

Ольга ЗОЛОТИНА. 
Фото из архива героев публикации.