Ребёнок с моторчиком

Синдром дефицита внимания и гиперактивности ставят в России едва ли не каждому третьему ребенку. Эпидемия ли это или новая разновидность человека — хомо информатикус? Какие причины и ошибки родителей могут привести к неусидчивости и повышенной двигательной активности?

В одной из калужских школ родители первоклассников ругаются между собой из-за того, что их дети вторую четверть держат в напряжении весь класс и не могут адаптироваться к дисциплине и порядку, срывают уроки и оговариваются с педагогом. «Первый класс! Что будет дальше…» — сокрушается учитель и списывает чрезмерную живость учеников на гиперактивность. Раньше такие дети помещались в коррекционые школы, составляли классы с задержкой психического развития. Сегодня с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью учатся в обычных классах. А почему бы и нет?..

В девяностые годы, когда было деление на некоррекционные и коррекционные классы, педагоги, работающие в последних, в один голос говорили, что вести уроки в них невозможно: собрать это броуновское движение в единый поток нереально. Лучше, когда таких живчиков в классе меньшинство.

Причины увеличения количества гиперактивных детей в классах одни специалисты видят в улучшении качества медицины — новые методы позволяют выхаживать новорожденных в более тяжелых случаях, отсюда и увеличение процента школьников с различными проблемами здоровья.

Другие винят в этом информационную среду. На современных детей обрушивается вал информации, они привыкли к ярким картинкам, которые дают телевизор, компьютер и гаджеты. Школьники уже не читают, а смотрят. Если во время чтения мы должны воображать, то есть представлять все то, о чем читаем, то при просмотре воображение не нужно.

Но все же настоящий синдром дефицита внимания и гиперактивность путают с чрезмерной активностью «новых детей». В отличие от вторых первые были всегда, и число их во все времена и в разных странах примерно одинаково.

Чрезмерно активные дети появляются не без помощи (в кавычках) родителей. Мы больше сосредоточиваемся на наших малышах, они — смысл нашей жизни, вся нерастраченная энергия идет на них. Взрослые сегодня озабочены будущим своего чада, которое они планируют, что называется, с пеленок. Выражаясь современными словами, дети — наш партийный проект.

В его рамках мы с младых ногтей готовим своего наследника к профессиональной карьере. Для этого у него сначала развивают все подряд, на всякий случай, а затем выборочно — по нескольким престижным компетенциям.

В результате неделя дошкольника оказывается под завязку забита занятиями. Даже в детском саду детям некогда поиграть друг с другом. То же самое продолжается в школе. Но желание учиться у многих детей еще не сформировалось. Принуждение к занятиям и отсутствие свободного времени не развивают мотивацию и самоконтроль.

Так называемые гиперактивные, то есть непослушные и неусидчивые, дети еще просто не доросли до школы, и эта задержка — на совести родителей, которые взращивают инфантилизм. Модное ныне раннее развитие — суть не стремление ребенка, а родительские желания.

В результате наше чадо, несмотря на всю свою продвинутость в разных областях и подготовку к школе, реально еще не дозрело до нее.

И, конечно, не стоит сбрасывать со счетов новые способы получения информации, которые в ходу у «новых детей». Усадить первоклашку за учебник, когда он уже привык получать готовую картинку, — крайне сложно. Что в этой ситуации советуют растерянные психологи? Читать самим или давать им аудиокниги.

Не случайно сегодня продвинутые учебные заведения не заставляют ничего учить — в условиях информационного общества в этом нет смысла! Они стимулируют дискуссии, используют игры, онлайн-образование и презентации. Дети с моторчиком оказываются в такой образовательной среде как рыба в воде. Нужно принять это как данность — и попытаться соответствовать.

Ещё по теме: