Краски «зелёного шума»

Выставочный проект «100 шедевров в 100-летие Калужского музея изобразительных искусств» продолжился картиной, которая может вызвать у калужан особые чувства. Станислав Жуковский (1873 — 1944) изобразил сестер нашего реликтового бора, сосны, растущие на прибрежных дюнах.

Краски «зелёного шума»

При взгляде на холст в памяти всплывают десятки картин импрессионистов, начавших изображать трепетные ветви, дрожащие синие тени в океане света совсем иначе, чем, например, Клод Лоррен. Бесчисленные листья, ветки, травинки слились в единый «зеленый шум», сроднившись со стихией.

Художник, получивший образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, полнее своих учителей (Левитана, Коровина) воспринял идеи французских новаторов.

Белый песок рифмуется с кружевом барашков на волнах. Обобщенные массивы хвои бросают на взморье причудливые тени. Японцы уже несколько столетий назад подметили этот эффект, даже подчеркивают его, подстригая сосны, чтобы тени больше походили на облака. Влияние японского искусства на импрессионизм и экспрессионизм громадно. Восточные мастера смотрели на любой природный объект, как на одушевленное существо, имеющее определенный характер.

Этот же дар виден во множестве сюжетов Станислава Жуковского. Художник лирического и усадебного пейзажа и интерьера оставил большое творческое наследие. Станислав, родившись в Белоруссии, в семье помещика польского происхождения, против воли отца стал профессиональным художником.

Жуковский умело сочетает правду действительности с подчеркнутой декоративностью полотен, характерной для модного тогда модерна.

Принадлежащая Калужскому музею изобразительных искусств работа «Дюны» была написана в 1904 году, время расцвета таланта мастера. После окончания училища его имя становится широко известным, а художник получает настоящее общественное признание. В этот период Станислав Жуковский активно экспонируется, его картины положительно оцениваются критикой, он входит в ведущие художественные объединения того времени.

В этот период у живописца появляется тяга к использованию звонких тонов, ярких и контрастных красок, «мажорная» цветовая палитра. Мазок становится крупным, рельефным, он лепит изгибы форм, усиливает осязаемость изображаемого.

Манера соответствует свежему бризу, прямо-таки ощутимому контрасту температур между разогретым песком и прохладными волнами. Ослепительный свет, пронизывающий редколесье, создает четкие тени. Деревья как бы цепляются за зыбкие дюны, норовящие в движении песка обнажить корни. Раскаленная кора отдает смолистый аромат соленому ветру. На картине двое наблюдателей — художник и зритель.

Особая ценность экспоната в том, что картина создает у зрителя весьма полное представление об особенностях творческих поисков Жуковского, впуская нас в интимный процесс осознания себя как части природы.

Фото автора.