Шамбала калужанки

«Запад есть запад, восток есть восток, и вместе им не сойтись», — писал Редьярд Киплинг. Но в Выставочном зале Союза художников на холстах Виктории Харченко органично соседствуют Тибет, Флоренция и Калуга.

Шамбала калужанки

Персональная выставка мастера не просто отчет о масштабных, длительных путешествиях по Евразии. Выпускница Санкт-Петербургского академического института имени Репина сумела соединить восточный интуитивизм и западный рационализм, сознание и подсознание в глубоких образах.

Уроженка Медногорска, выпускница Калужского колледжа культуры — приверженец реалистической школы. Такое умение в мире сегодня — на вес золота, ведь мейнстримом является нефигуративное искусство, почти полностью вытеснив традиционные направления творчества, а зачастую и просто умение рисовать.

Поэтому совсем молодого одаренного художника пригласили преподавать авторский курс «Основы искусства» в колледже китайской провинции Сычуань. В 2006 — 2008 годах Виктория Харченко жила в Китае и работала над серией картин «Китайские ремесла».

В 2011 году в составе иконописной мастерской «Ковчег» калужанка участвовала в восстановлении иконостаса Морского Никольского собора в Кронштадте, этого шедевра слияния архитектуры и живописи. В 2016 году Виктория прошла педагогическую стажировку в Академии русского искусства во Флоренции.

Мастер — участница городских, региональных и всероссийских выставок, международных пленэров. Персональные выставки Виктории Харченко прошли в Пекине, Киеве, Медыни, Калуге.

Сенсацией стала работа художницы «Будет то не смерть, а сон», получившая диплом и приз зрительских симпатий областного конкурса имени Куликова. Вера в светлое будущее России, которая «вспрянет ото сна», показана как встреча Мертвой Царевны с суженым.

Выставка бьет рекорды посещаемости, и калужане застаиваются у этой работы.

Перед спящей девицей в алом древнерусском одеянии застыл избавитель в черной футболке с изображением знака качества и надписью «Сделано в СССР». Позировал для королевича Елисея муж художницы. Он и дочь Ева стали любимыми во всех смыслах моделями автора. Вот девочка смотрит на зеленые дали сквозь проем окна строящегося дома, а папа поддерживает кроху, на минуту оторвавшись от работы. Цветы лугов и садов, ландшафты Родины пропитаны теплом и медовым духом.

Но ударной темой экспозиции стали мощно исполненные китайские сюжеты, сделав выставку неординарным событием художественной жизни Калуги. Виктория рассказала нам, что объездила самую благодатную по климату провинцию Сычуань, Сиань с его терракотовой армией первого императора династии Цинь, Ли Шань и Тибет.

Причем на «Крышу мира» путешественница летела: «Это было ошибкой, не успевает пройти акклиматизация». Разреженный воздух на высоте Лхасы не насыщает организм кислородом, малейшее напряжение вызывает одышку.

Одна из картин не напрасно названа «Золотые колосья». Они не золотые, а бриллиантовые по сумме вложенного в их выращивание на высоте четыре тысячи метров труда. Придя домой, женщина сядет у очага, накалит на огне глиняную миску с песком и запоет. Песня эта длинная, старая. Ни одна женщина не станет без нее жарить зерно на цзамбу, похлебку из чая, масла, соли, муки. Когда снять миску с огня, когда бросить в нее горсть ячменя, сколько времени перемешивать, когда высыпать песок с зерном на сито — все это подскажет песня. Куплеты ее — счет времени.

Теперь на смену национальному гнету приходят отношения равенства и взаимопомощи, поэтому численность тибетцев возросла в три раза. Средняя продолжительность их жизни увеличилась с 35 до 65 лет.

Полотно «Счастливая», произведение о матери с карапузом на руках, кажется, не нуждается в пояснениях. Но детей растить в Тибете стократ труднее, чем зерно.

Так издавна поступают, чтобы крики роженицы не испугали духа очага. Затем проверяют, крепким ли родился младенец. Процессия родственников и соседей шествует к горному потоку. Бабушка раздевает новорожденного и погружает его в водопад. После того как тельце посинеет и ребенок перестанет кричать, его вынимают из воды, растирают. Многомужество уцелело в стране, это — единственный способ не дробить крохотные наделы земли.

Темная кожа кряжистых тел моделей Виктории Харченко иногда по году не знает прикосновений воды. Корка жира и грязи на коже тибетца предохраняет и от резких колебаний температуры, и от сухости разреженного воздуха. Бытовало поверье, что тот, кто моется, открывает болезням дорогу внутрь себя. Только раз в году, во время, установленное обычаем, отправлялись кочевники к горячим источникам, которых много в Тибете. Реализм стиля художницы как нельзя больше подходит к суровости быта и природы предгорий Джомолунгмы.

В горах проложены автомобильная и железная дороги. На каждом грузовике можно привезти столько же, сколько на шестидесяти-восьмидесяти яках. Открылись государственные магазины, они посылают в отдаленные селения свои передвижные группы. Там скотоводы, земледельцы, охотники продают свои продукты в десятки раз выгоднее, чем спекулянтам. Теперь и новые «Желтые бусы» можно купить, сверкающие на полотне Виктории Харченко слезами солнца.

Рассказ о таинственном мире Шамбалы написан ликующими красками. Достоинство, сложный и чистый душевный мир укорененного трудом «На родной земле» человека — поэма калужанки. Эту песню в красках вы сможете оценить до 22 июля.

Шамбала калужанки

Шамбала калужанки

Шамбала калужанки

Шамбала калужанки

Фото автора.