Бархатная кисть крымского итальянца

Калужский музей изобразительных искусств представил очередной шедевр из своих запасников. Лев Лагорио написал «Горное озеро» в 1852 году, путешествуя по Кавказу.

Лев Феликсович Лагорио (1827 — 1905) — один из самых известных русских художников-маринистов. Первый ученик Айвазовского может быть отнесен к киммерийской (крымской) школе живописи.

Родился Лев в Феодосии, в семье купца, масона Феликса Лагорио, вице-консула Королевства Обеих Сицилий, происходившего из аристократического генуэзского рода. В 1839 — 1840 годах юноша занимался в Феодосийской мастерской Ивана Айвазовского. В 1842 году при содействии губернатора Таврии поступил в Императорскую Академию художеств.

Летом 1845 года студент совершил плавание на военном пароходе-фрегате «Грозящий», в 1846 году плавал на собственной лодке вдоль берегов Финского залива, совершенствуя морские этюды. В 1847 году феодосиец был удостоен малой серебряной медали за «Финляндский вид», в 1848-м — большой серебряной медали за этюд с натуры.

В отличие от Айвазовского, писавшего свои феерические закаты и восходы солнца по памяти, Лагорио создавал картины по тщательному этюду с натуры, что исключало изображение слепящего света, делало картины более правдоподобными.

Через три года после поступления крымчанин удостоился золотой медали за работу «Вид в окрестностях Выборга». Лагорио рано достиг профессионального мастерства. В 1850 году получил звание художника XIV класса и золотую медаль за «Вид на Лахте близ Петербурга». В 1852 году, после окончания академии, приняв российское подданство, он на восемь лет отправился в Европу. По возвращении в Россию Лагорио получил звание профессора за привезенные картины.

На Кавказе он не только писал, но и участвовал в «делах против горцев», за что был награжден мечами к имевшемуся у него ордену Святой Анны.

Вернувшись с Кавказа и поселившись в Санкт-Петербурге, летние месяцы Лагорио проводил в Судаке, ежегодно предпринимал поездки по России и Европе.

«Горное озеро» относится к группе пейзажей, выполненных Лагорио после путешествия на Кавказ в 1850 году и представленных совету академии в 1852 году. Это пример увлечения художника красивым видом и эффектным освещением. Те, кто посетил, например, озеро Рица, помнят эту кажущуюся неестественной голубизну чистейших холодных талых вод. Натура соответствовала романтической моде, преувеличенной экспрессии красок. Мастерство исполнения, занимательность мотива и любовь к деталям, присущие «Горному озеру» мариниста, — отличительные приметы стиля Лагорио.