Общее сокровище России и Беларуси

Коллекция дворян Урсын-Немцевичей, представленная в Доме Шамиля, интересна не только сама по себе. Поистине поразительна ее судьба. Она показывает, что Россия и Беларусь не просто соединены канатами дружбы, а составляют единое целое, их история и культура никак не делятся надвое.

Поместье этого польского рода, деревня Скоки, находилось недалеко от одного из центров боевых действий Первой мировой войны, являлось в течение двух лет ставкой командующего фронтом баварского принца Леопольда. Здесь же было подписано перемирие между Советской Россией и Германией, ставшее первым шагом к Брестскому миру, спасшему молодую Советскую республику. Ранее, в 1915 году, стремясь спасти то, что возможно, от разграбления, владельцы усадьбы вывезли из нее картины, произведения декоративного искусства, предметы быта, старинное оружие в разные города Российской империи.

Портреты из усадьбы Немцевичей были вывезены в Калугу. Затянувшаяся война, революция, Гражданская война внесли коррективы в судьбы бывших бар и их имущества.

Сабли, одна из которых, как предполагалось, принадлежала королю Стефану Баторию, портрет исторического деятеля Юлиана Немцевича заинтересовали белорусов в конце 1950-х годов. В 1959 году восемь предметов коллекции, в числе которых — бронзовые портреты-медальоны, сабля 1863 года, некоторые портреты, были переданы в Гродненский исторический музей.

Сейчас восемь живописных портретов и сабля-баторовка из эвакуированной в 1915 году коллекции хранятся в фондах Калужского объединенного музея-заповедника. Среди них — изображение Юлиана Урсын-Немцевича — польского писателя, историка и общественного деятеля, секретаря Сената Варшавского, Царства Польского. Его родной брат, Ян Урсын-Немцевич, около двадцати лет избирался предводителем дворянства Гродненской губернии. Портрет короля польского и великого князя литовского, воеводы Трансильвании Стефана Батория напомнит о множестве зловещих легенд, и кровавой графине Батори, и самом Дракуле. Любопытен и портрет короля польского и великого князя литовского Сигизмунда Августа II, основателя федеративного государства Речь Посполитая. Изображение папы Пия VIII выдает непростой характер, не диво, что он пробыл на папском престоле всего лишь один год, скоропостижно скончался в возрасте 69 лет.

Несмотря на сложную судьбу коллекции, большая часть портретов сохранилась до наших дней и была отреставрирована. Сохранившееся здание усадьбы в Скоках, которое принадлежало семье Немцевичей до 1934 года, в настоящий момент отреставрировано и обрело статус историко-мемориального музея.

Кто же смотрит на посетителей музея через дымку времени? Станислав Францевич Урсын-Немцевич в 1812 году занимался снабжением российской армии продовольствием. Указом Александра I в 1816 году был назначен гродненским губернатором.

С еще одним представителем рода Немцевичей связана вольная копия картины «Адам Мицкевич на скале Аю-Даг» Валентия Ваньковича 1828 года: поэт был другом Юлиана Урсын-Немцевича и неоднократно бывал в Скоках.

Из всех изображенных на парадных портретах давно ушедших людей судьба Юлиана Урсын-Немцевича самая удивительная. Он родился в 1757 году в деревне Скоки недалеко от Брест-Литовска. В 12 лет Юлиан поступает в Варшавский кадетский корпус. Уже во время обучения у него ярко проявились литературные способности. Свое первое произведение — «Война женщин» — он пишет в 16 лет, также сочиняет стихи, басни. В корпусе Юлиан встречает Тадеуша Костюшко, что значительно повлияло на его будущее.

Офицер объехал практически всю Европу. Блестящий ум, поэтический дар (он делает множество переводов, пишет стихи и поэмы) Юлиана тепло принимались в аристократических салонах европейских столиц. В 1784 году становится членом масонской ложи.

В 1788-м он уходит в отставку в звании майора Первой Литовской гвардии и приобщается к политической жизни страны. Юлиан принимает участие в выборах в сейм, на которых его избирают депутатом. В этот период Немцевич пишет много политических сказок («Полуразрушенное здание», «Источники и ручейки», «Брат и сестра», «Муха и пчела»), которые анонимно ходят по Варшаве.

В 1792 году Российская империя объявляет войну Речи Посполитой. Немцевич понимает, что решается судьба его страны. Он обращается к королю Понятовскому с просьбой о вступлении в армию и едет к Костюшко. После неудачной для поляков битвы под Дубенкой 25 июля 1792 года Тадеуш Костюшко получает от короля приказ сложить оружие и сдаться. Война окончена в пользу России. Патриоты Польши выезжают за границу.

В Саксонии создается эмигрантский центр, зародыш будущего национального восстания, здесь Костюшко и Немцевич разрабатывают планы действий, готовят обращение к народу. В марте 1794 года начинается восстание.

Екатерина II посылает на Варшаву войска во главе с Суворовым, который разбивает польскую армию. Восстание было подавлено. Произошел третий раздел Речи Посполитой. Юлиан Немцевич и Тадеуш Костюшко попадают в плен, и до конца царствования Екатерины пребывают в Петропавловской крепости.

В 1796 году новый император Павел I выпускает их из тюрьмы, заставив принести присягу на верность русскому царю. Заболевший Тадеуш Костюшко уговаривает Немцевича сопровождать его в Америку. Там Юлиан женится на американке Сьюзен Ливингстон Кин и принимает американское гражданство.

В 1807 году он возвратился в Польшу и поселился около Варшавы. С1813 года был секретарем сената Царства Польского. В этот период Юлиан также совершал поездки по территории бывшей Речи Посполитой, искал и описывал памятники истории.

Во время Польского восстания 1830 — 1831 годов Немцевич вошел в состав Временного правительства, избирался сенатором. После поражения восстания вновь эмигрировал, на этот раз в Париж, где сблизился с консервативным лагерем польской эмиграции. Скончался бунтарь в 1841 году.

Какое нам дело до давно истлевших представителей эксплуататорского класса, да еще иностранцев? Во-первых, поучительна лихая история белорусского народа, веками не знавшая и одного стабильного десятилетия в борьбе чуждых ее интересам политических сил. Во-вторых, сколько калужских усадеб ждут выставок подобного формата!

Фото автора.