Снимок в номер

Газета славится не только одними ярко написанными публикациями. Они, даже самые талантливые, ничто без фотоиллюстраций. Газетные фотокоры — наиболее стабильные редакционные кадры среди непоседливой журналистской братии. Их стаж на одном месте исчислялся десятилетиями. Сегодня хочется вспомнить их всех, да только нелегко будет отыскать их замечательные снимки, зафиксировавшие мгновения эпохи. Компьютеров в былые времена не было, а фотоархивы исчезли вместе с авторами.

Николай Спиридонов. Помню его загорелым, всегда ироничным, всегда в берете. Сельские герои-трактористы, пуск первой калужской электрички и первого троллейбуса на улице Ленина. А вот вереница машин на улице Кирова среди ликующего народа и машина, из которой машет рукой Юрий Гагарин. Это все — его работы.

У Николая Федоровича была странная болезнь — он мог заснуть даже на работе в самый неподходящий момент. Но когда он находился на задании и объектив его аппарата был нацелен на предмет съемки, он творил, как Бог. Фотографии в номер всегда сдавались в срок.

Кто-то из старых знаменцев мне рассказал о печальном закате карьеры знаменитого фотолетописца. В кругу коллег он рассказал непозволительный анекдот. Очевидно, он касался первой, самой главной, партийной персоны области. Журналисты посмеялись, а некий «особо бдительный» товарищ сразу донес куда следует. Спиридонова уволили.

Геннадий Головков. Случайно он оказался в поле зрения убийцы, который явился 11 января 1991 года в здание редакции. Прозвучали выстрелы, редактор Иван Фомин был расстрелян в упор, Головков был ранен. Долгие месяцы лечения. В принципе, он уже не мог работать с прежней отдачей — работа фотокора суматошная…

Володя Петров. Компанейский, легкий человек. Из всех работников фотоцеха он был самым старшим. За плечами — война. Мало кто из его коллег даже догадывался, что он — полный кавалер ордена Славы. Его давно нет в живых, но за свою жизнь он сумел подготовить целую плеяду молодых фотокорреспондентов. Удивительно то, что Володя был противником персональных выставок. Поэтому сегодня отыскать его работы очень трудно — разве что на страницах пожелтевших номеров «Знамени».

Вообще о Петрове в двух словах не скажешь. Но в канун Дня Победы мы непременно расскажем об этом человеке. О великом воине.

С Александром Пашиным я начинала свой путь в журналистику еще в молодежной газете. Он был мне не просто коллега, скорее — младший брат, потому что с моим отцом его связывала крепкая дружба. Саша учился у него фотоделу, а параллельно еще и испанскому языку.

В памяти остался старый деревянный дом в Пушкинском переулке, где собирались всей редакцией по любому поводу. Нет его уже. И нет, увы, прежней дружбы — другими мы стали. Но есть блестящие работы фотохудожника Александра Пашина, которые встречаем по всей области. Можно даже не смотреть на подпись автора, узнать можно по почерку — это пашинское.

Владислав Кирюхин. Тоже начали работать вместе в «Молодом ленинце». Удивительно, что если с Пашиным мы редко ездили в командировки, то дуэт Кирюхин — Лаврова был железной сцепкой. Целые страницы нашей заповедной тетради газетного юмора были посвящены странствиям по области. Среди них — отдельный блок «кирюхинианы», где не просто много смешного, но и потрясающие неологизмы, которые мастерски сочинял наш коллега.

Слава был не только отличным фотографом, по профессии он был актером, а по жизни — великолепным организатором. Когда он возглавлял областной фотоклуб, с его легкой руки появилась целая плеяда молодых фотомастеров. В газете его называли «королем информации». Редакционный отдел Кирюхин, Хотеев, Коробова был незаменим. Лучше этой троицы под руководством Владислава никто не умел находить самые жгучие события дня.

Самый молодой из фотокоров «Знамени» — Роман Бурмакин — пришел к нам в редакцию после вуза и сразу же стал незаменимым. Для него просто не существовало труднодоступных мест: надо взобраться на вышку — пожалуйста, проторчать целый день в лесу, выслеживая зубров, — нет проблем. А когда к его фото добавлялись его же статьи — тут я, признаюсь, читала их от корки до корки, наслаждаясь иронией. Выбрать нужный ракурс и попасть точно в «яблочко» проблемы — это настоящий дар.

Анна Золотина. Об этой нашей всеобщей любимице коротко не напишешь. Я пыталась это сделать не раз, рассказывая о ее удивительных арктических маршрутах. Но всякий раз хотелось еще и еще добавлять историй к ее странствиям среди полярных просторов, опасных белых медведей и не менее опасных льдов, сквозь скопище которых она умело проводила яхту. Трудно поверить, что эта крошечная девочка (правда, у нее уже взрослая дочь, но по ней этого не скажешь) твердо держала руль на вахте, которую несла наравне с мужской командой судна знаменитого капитана Николая Литау.

Она — особая личность. Бродяга по натуре, романтик, любитель всякой живности, собак — особенно, и вообще абсолютно ни на кого не похожий человечек. А что касается ее снимков, то это украшение газеты. Делает она это настолько талантливо, что порой даже невозможно уследить за реальными моментами происходящих событий, которые она умудряется выхватить из серой обыденности.

Вот и опять, заканчивая на ней рассказ о знаменских фотокорах, хочется написать: «Продолжение следует…».