img 0078

Идеальный дом Василия Морозова

Несколько лет назад я посмотрела бельгийскую ленту «Идеальный дворец Фердинанда Шеваля». В ней рассказывалась удивительная история почтальона, который 33 года в одиночку строил «идеальный дворец» из найденных в округе камней.

К концу пути самоучки его творение прославило не только французский Отрив, его приветствовали Пабло Пикассо и основоположник сюрреализма Анри Бретон. Это сейчас Шеваля называют предтечей арт-брюта, а его строение – самым вдохновляющим памятником наивной архитектуры и национальным достоянием Франции. Тогда же для всех он был чудаком, единственной любовью которого была его семья.

img 0072

Трудно было представить, что в калужском Мещовске есть свой Шеваль. Пусть его творение — не дворец, а дом для его семьи, упорства и фантазии у Василия Афанасьевича Морозова было не меньше, чем у знаменитого француза.

Сразу оговорюсь: чудесный резной дом в калужской глубинке лучше один раз увидеть, чем семь раз описать. И пусть деревянные причуды мастера сохранились не полностью, понять и оценить его фантазию и красоту можно до сих пор. Достаточно прийти на улицу Пушкина.

По словам дочери художника, своим «шурежкам», украсившим дом, Морозов посвятил всю жизнь. Уроженец Мещовска, учитель физкультуры по профессии, он увлекся этим ремеслом в конце 80-х, когда получил в наследство старый дом, лачужку. К новому дому, который он решил построить своими руками, никого не подпускал. «Я сам», — было его любимым выражением.

img 0084

Морозов всегда хорошо рисовал, что помогло ему овладеть столярным мастерством. Источником знаний стали книги и журналы, в которых самоучка находил нужные сведения.

Он вставал очень рано, в три – четыре часа утра, работал небольшим ножиком. Многие сюжеты рождались в тот момент, когда он читал сказки своим внукам. Из-под его рук выходили то пара лебедей, то аисты с младенцем, то резной колодец, инструменты для которого копировали старинные, высмотренные в книгах.

Откуда брался материал? Как говорят родные, из прогулок по родному городу. В ход шел найденный на помойке кусок железа, коряга превращалась в дракона.

Из двух дочерей Морозова, Юлии и Елены, к сожалению, никто не перенял у него любви к работе по дереву. Внук и внучка – тоже, о чем сожалеют родные. Они уверены, что такая работа требует не только навыков, но и замыслов, которые рождаются в голове.

Василия Морозова не стало в декабре 2022 года, в 70 лет. Его сказочный дом, в котором подрастают внуки, еще хранит искру таланта его создателя. Но постепенно время забирает одну за другой его уникальные работы, еще раз напоминая о том, как уязвима рукотворная красота.

img 0077