Непризнанное признание Угры…

Мудрость всегда дальновидна – не согласиться с этим утверждением очень сложно. Пожалуй, только непримиримые «ястребы», выражаясь околовоенным языком, будут продолжать добиваться полной и безоговорочной победы. И не важно, если она имеет шансы стать пирровой.


О позиции народных избранников Татарстана по поводу инициативы придать статус общенационального памятного дня событиям Великого стояния на Угре в 1480 году не знает, наверное, только тот, кто полностью выключен из российского информационного пространства. Республиканский парламент, равно как и действующий президент Татарстана, дали отрицательное заключение калужской инициативе. Возможно, не обошлось здесь без того, что решение принималось на фоне сильных эмоций, сдобренных около и квазиисторическими мнениями республиканских исследователей прошлого. Не об этом речь, газета «Знамя» писала об этом не так давно.

Большинству калужан давно понятно, что события на Угре в 1480 году — это реальное историческое событие, положившее начало для создания нашего нынешнего многонационального государства. Независимого и сильного. И жителям области давно приятно осознавать, что местом его возникновения, волею исторических судеб, стали берега красивой среднерусской реки. Интерес к этому событию со стороны калужан и жителей других регионов подтверждает тот факт, что первый трехдневный фестиваль «Уграфест», прошедший в Калуге в конце первой ноябрьской декады 2019 года, посетило более семи тысяч человек. Это ли не доказательство того, что дата, как говорится, «ушла в массы».

И уж если поддержкой калужской инициативы со стороны подавляющего большинства российских регионов на казанском берегу можно немного пренебречь, то что же тогда делать с недавним заявлением первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева? Конечно, если читать его под определенным «казанским градусом», то увидеть дальновидную мудрость в словах заслуженного российского политика очень сложно.

Поможем ее увидеть. Вот цитата:

«В процессе становления, безусловно, были битвы, поражения и победы. Как стало известно из отдельных источников историков прошлого и не историков нынешнего времени, были и стояния, как на Угре. Это неплохое понятие и форма выражения попыток мирного решения конфликтов».

В приведенных словах Шаймиева, не попытка ли остудить некоторые «ястребиные» головы? Пусть и непрямое, но признание исторической и политической важности угорских событий. Конечно, возможно, эти слова затеряются в хитросплетениях высокой казанской политической риторики. Но это явный знак того, что уже нет былой монолитной стройности в рядах тех, кто получает свои политические дивиденды, играя от противного, вопреки истории и простой житейской опытности.

Иван Переяслов.

Фото kaluga-gov.ru