Направо пойдёшь…

Нерешительные взрослые вырастают из детей, которых лишали выбора. Как правильно учить ребенка выбирать?

Нерешительные люди не умеют принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность. Это люди-винтики: они будут работать по строгому образцу или по инструкции. Требовать от них креатива бесполезно.

Для них проблемой может стать даже выбор одежды в собственном шкафу, покупки в магазине или заказ в ресторане.

Нерешительные подростки легко подпадают под чье-то пагубное влияние. В семейной жизни эти люди всю ответственность перекладывают на супруга.

Родители, которые вовремя не перестроились и не перестали излишне опекать свое дитя, делают большую ошибку. Под влиянием постоянно волнующейся за кроху мамы дети становятся мнительными и зависимыми. Чтобы этого не произошло, примерно лет с трех потихоньку надо «отпускать вожжи» и ставить в ситуацию, когда нужно проявить самостоятельность и принять решение.

Многие родители предлагают своему чаду псевдовыбор. Делают они это, скорее всего, потому, что таким способом хотят добиться от него выполнения того или иного своего требования. Например, ребенок не хочет надевать закрытую одежду, а желает пойти гулять в шортах. Но мама настойчиво пытается отправить его гулять в брюках. «Иди, но учти, что тогда ты в парке можешь подцепить клеща и заболеть…» Манипуляция может быть и более тонкой: «Ты какие брюки наденешь — зеленые или черные?» Вроде бы не настаивает на своем, а предлагает малышу самому решить. А на самом деле выбор она уже сделала за него.

Таким образом, предоставляется два варианта на выбор: один предпочтительный для родителей, второй нежелательный для ребенка. Такая постановка вопроса уже сама по себе вынуждает повиноваться.

Есть определенные правила, которые необходимо выполнять прежде всего в целях безопасности, об этом нужно прямо говорить детям. Как говорится, выбор здесь неуместен. Родитель в состоянии объяснить, почему нужно надеть именно брюки, потому что они более закрытые, а не шорты — чтобы не быть укушенным клещом.

А как же все-таки учить выбирать? В три года достаточно предоставлять малышу выбор из серии «на вкус и цвет»: во что играть, что есть, во что одеться, какую игрушку или вещь подарить, куда пойти гулять.

Процесс выбора не так-то прост, для него нужно время. Так что вряд ли целесообразно заставлять выбирать в спешке, когда идут лихорадочные сборы в детский сад, а мама все время торопит.

Часто мы своим авторитетом или замечаниями давим на решение ребенка. Если вы хотите, чтобы ваше чадо высказывалось смелее, давайте ему понять, что не считаете свое мнение абсолютной истиной и допускаете иное решение. Для этого высказывайтесь, добавляя «на мой взгляд», «мне кажется».

В качестве тренировки механизма принятия решений можно посоветовать играть в стратегические настольные игры. В шахматах от того, пошел ли ты конем или пешкой и куда, зависит результат игры.

В дальнейшем процесс выбора будет все больше усложняться. Настанет час, когда от решения выпускника школы будет зависеть, кем он станет в жизни. И к этому он должен быть готов.