Синкопы Чайковского

В первый день фестиваля его завсегдатаи открыли для себя нового виртуоза, но не гитары, а фортепиано. Даниила Крамера, ныне — народного артиста России, лауреата Европейской премии имени Густава Малера, буквально пеленали на крышке рояля.

Его первым учителем была мать, а в 15 лет вундеркинд стал лауреатом республиканского конкурса пианистов и композиторов.

Даниил Крамер создал уникальную программу «Джаз на филармонической сцене» и развивает ее на тринадцати руководимых им джазовых фестивалях.

— Даниил Борисович, спасибо за фантазию на тему из «Времен года» Чайковского.

— Ничего искусственно не делал. Я как акын: что слышал — о том пою. Аранжировка родилась однажды, и теперь есть план, который я каждый раз наполняю разными нотами. Концовка импровизации сделана в форме медли, от слова «середина». Я использовал две темы: Чайковского и Джерома Керна «Минувшие дни».

— А как вы вставили «Полет шмеля» в рок-н-ролл! Вы делаете это для популяризации классики?

— У меня нет такой цели. Я люблю Шопена, и его ми-мажорный этюд «перетащил» в джаз, как и «Турецкий марш» Моцарта, и вторую часть «Патетической»…

— Вы осмотрели наш город?

— Нет, хотя и играл у вас уже десять лет назад, в Гостином дворе. В Москве от жары и пожаров стоял желтый туман, а у вас был воздух, легко дышалось…

— Раньше пианисты снимали перед игрой и часы, и кольца, а вам кольцо не мешает?

— Это память о моей маме, оно всегда со мной. Я снимаю его, только когда бью по роялю во время перкуссии, иначе — больно, да и стучит сильно.

— Ваша мама тоже была музыкантом?

— Да, до войны она в семилетнем возрасте давала сольные концерты. Но война у нее все отняла.

…Гитара всеобъемлюща, и диалог с другими инструментами полнее выявляет ее голос, тем более если собеседник так ярок, как Даниил Крамер.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.