Картины — как дети

Семья Алексея и Любови Базановых дала жизнь не только детям, сыну и дочери, но и сотням живописных творений. Экспозиция работ супругов проходит в Выставочном зале Союза художников.

Масштабные и по размеру, и по ширине обобщения, полотна созданы художниками-монументалистами. Эпоха шаблонных проектов, принтов, отказ от уникальности в оформлении зданий, привел мастеров к станковой живописи. Но и в ней они громким голосом говорят городу и миру об идеях и идеалах.

Четкая гражданская позиция в русском, а потом — советском искусстве, начиная от передвижников, была атрибутом художественного творчества. Действительно, какое искусство может быть без культуры, то есть без доброты и сострадания.

Супруги, оба — члены Союза художников России с 1995 года,- соавторы многих работ «поют дуэтом», но почерк каждого из них ощутим, как уникальный голос. Оба – волжане, Алексей Базанов родился в Саратове, а его будущая половинка, Любовь — в соседнем Камышине. Они одновременно учились в Саратовском художественном училище на живописном отделении, затем в Ленинградском институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина на отделении монументальной живописи.

Монументалисты создали работы в зданиях общественного назначения, которым не страшно время. С 1988 года они украсили мозаичными панно и росписями Дворец молодежи в Камышине, витражами — ресторан санаторного комплекса в Зеленогорске.

Мозаичное панно мемориала «Зайцева Гора» на Варшавском шоссе под Калугой – дань поклонения известным и безымянным солдатам и офицерам, и в предстоящий День Победы его опять увидят тысячи потомков павших воинов.

Больше росписи в психиатрической клинике Калуги, будто сень парка, навевают покой. Особенно масштабной была работа по созданию мозаичного панно на станции Санкт-Петербургского метро «Старая Деревня».

Супруги ведут активную выставочную деятельность в России и за рубежом, участвуя в коллективных вернисажах не только в Калуге и Москве, но и в Париже, Сан-Франциско, Вашингтоне, Шанхае. С 2016 года мастера сотрудничают с галереями России, Великобритании, Китая.

Алексей и Любовь Базановы награждены дипломом Союза Художников России за успехи в творчестве и содействие развитию искусства России. В свободное время Алексей Базанов преподает классический академический рисунок для высшей школы, основы классической реалистической и современной живописи.

Персонажи произведений – наши современники, и в то же время, при виде картин вспоминается «Клятва Горациев», герои, титаны духа неоклассиков, академистов. Дело тут не только в технике. Безусловно, Базановы отточено владеют мастерством, их объемы просятся в ладонь, движение персонажей — стремительно, обдувает ветром. Но важнее, что мотивы поступков героев – ясны, характеры – бескомпромиссны.

Шестиметровое полотно 2019 года «Противостояние» — гвоздь экспозиции, особенно актуально читающееся в преддверии всемирного Дня труда . На нем, как в Армагеддоне, идет битва добра со злом. Народ, трудящихся, детей, матерей, отцов теснят маски с пластиковыми щитами и резиновыми дубинками. Рядом показаны этапы подготовительной работы Алексея Базанова, и, тоже время, – самодостаточные картины 1988-1989 годов – «Упавший», «Голова». Полотно созревало тридцать лет!

Будто стуком костей, голых ветвей, сопровождают прогулку старушки и тощего пса безжалостно опиленные деревья. Самый темный час – перед рассветом, жгучий мороз – перед оттепелями, но полотно «Февраль» не всем персонажам обещает наступление весны. Сродни этому сюжету полотно «Дед. Чеснок», где жилистый старец перебирает выращенные впрок остро пахнущие седые головки.

Портреты сына – сама юность, не только человека, но и человечества, и будто не речная вода блестит на коже, а солнце Эллады. Фантастический «Турнир» Любови Базановой пустил вскачь рыцаря в латах и жокеев в шелковых курточках.

Калуга в представлении супругов щемяще красива. Любовь увидела ее сквозь золотые сохнущие травы правого берега Оки. Барельефы и сграффито «Дома художника» Алесея Базанова проглядывают сквозь сеть проводов, как через сеточку трещин, кракелюр. Фонтан площади Победы охраняют девочки юнармейцы в белых бантах. С Симеонова городища, застроенного безобразными гаражами, сквозь хилые тополя, автор показал «Вид на Калужский бор», как на океан, вечность, противостоящую суете.

«Автопортрет с палитрами» подобно подвижной скульптуре, мобилю, играет с тенями: то ли пятно краски, то ли тень от рамы, объемы перешагивают плоскость. Так же рельефен триптих «53 камня», где каждый выписан и точностью геолога. Какая разная у них судьба! Вот — окатанная ласковым морем галька, вот — окаменелость юрского периода, а этот кремень нашему пращуру для топора бы сгодился.

Выставка «густая», она не отпускает, затягивает, как лес памяти, коллекция дорогих впечатлений, точных определений, анализа и синтеза реальности. Придите сравнить выводы авторов со своими.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.