Живопись в четыре руки

В Калужском музее изобразительных искусств проходит выставка идиллически красивых работ художников-реалистов. Два автора, супруги Константин Мирошник и Наталия Кургузова-Мирошник, нередко пишут один холст в четыре руки, в две кисти, поэтому их экспозиция — не групповая, а персональная.

Гости назвали выставку «Берега детства». На ней не только проникновенные портреты детей, но и мир, увиденный невинным взглядом, как чудо и красота. Экспозицию составляют около сорока работ, выполненных в технике масляной живописи.

Свой стиль авторы называют «реализм с примесью модернизма».

Выглаженная фактура такова, что почти не видно мазков, слои лессировки — как на полотнах старых мастеров. Некоторые работы похожи на фотографии, но отличаются от гиперреализма мягкостью, подчеркнутой приподнятостью настроения.

Работы Наталии и Константина выставлялись в ведущих музеях страны и за рубежом, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, Вене, а также хранятся в отечественных и зарубежных частных коллекциях. Достоинства их творчества может оценить даже человек, вовсе не знакомый с направлениями изобразительного искусства, — они просто очень красивы.

У Константина Мирошника и Наталии Кургузовой-Мирошник творческих споров не возникает. Любить друг друга — значит смотреть в одну сторону. Взгляд и руку им поставил один учитель, Илья Глазунов. «Мы смотрим в одном направлении и любим одну и ту же живопись: Серова, Репина, Сурикова. Это наши ориентиры, на которые мы опираемся», — говорят супруги.

Академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова стала для обоих не только местом учебы, но и соединила их в творческий и семейный союз.

Наталия родилась и выросла в Калуге, с детства мечтала стать художницей. Она посещала изостудию, затем детскую художественную школу, класс известного в городе мастера акварели Георгия Герасимова. Затем калужанка поступила в Московскую среднюю художественную школу-интернат при институте имени Сурикова. Наталия училась вместе с дочерью Ильи Глазунова Верой, так началось общение с мастером.

Высшее художественное образование Наталия получила в Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Для того чтобы поступить туда, пришлось преодолеть стойкое предубеждение мэтра, что женщине не место в искусстве. Девушек на курс приняли только троих — в их числе калужанку.

Константин Мирошник родился в Симферополе в семье военных. Он с отличием закончил педагогическое училище в Юрьеве-Польском. Константин несколько лет работал учителем в сельской школе на Украине.

Он поступил в академию Ильи Глазунова, выдержав огромный конкурс — около ста человек на место. В студенческие годы ему повезло участвовать в исполнении крупнейших заказов, полученных мастерской Глазунова. Его фреска «Страшный суд» находится прямо над входом в храм Христа Спасителя, в оформлении Большого Кремлевского дворца есть панно гостя Калуги.

Константин и Наталия участвовали в 1994 году в выставке работ Ильи Глазунова и его учеников в Манеже, и очередь желающих увидеть ее растянулась на километры. Одна из первых работ дуэта молодых художников, конный парадный портрет «Князь Владимир Мономах», была преподнесена на 50-летие Президенту России Владимиру Путину. Полотно украшает его приемную в Кремле.

По признанию Константина Мирошника, как художник он состоялся благодаря двум людям — Илье Глазунову и рок-музыканту Александру Барыкину. Дружба с Барыкиным началась в 1991 году и заразила живописца бациллой композиторства. Теперь Константин и сам сочиняет песни, исполняя их под гитару. На открытии экспозиции он спел несколько своих творений, вызвав живое одобрение слушателей. Те, кто не был на мероприятии, могут оценить их, послушав в сети.

Живописец рассказал: «Я вокалист и автор песен группы «Утро Моне». Ее организовал мой друг Александр Барыкин. Это замечательный, необыкновенный человек, которому я обязан не только своим музыкальным, но и художественным творчеством». А рок-музыкант под влиянием Константина серьезно увлекся живописью!

Работы показали мир, где нет бед. Громадный букет июньских цветов в плетеной корзине, пока — в саду. Громадные влажные головы пионов клонятся, споря в великолепии с ирисами и клематисами.

Девочки в белых платьях вопрошают мир: «Ты всегда будешь так баловать нас?» На одной из работ сын художников играет с мамиными машинками, будто эпоха застыла. Самое детское лицо на выставке — у мечтателя, ученого, учителя, бессребреника Циолковского.

Крымские пейзажи Фороса и Симеиза поэтичны и таинственны. Прелесть изображенных полей, лесов, лугов — в их усиленной хрестоматийности.

Выставка продлится до 2 июня.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.