Светские львята автора «Помпеи»

Сенсационная выставка одной картины открылась в Калужском музее изобразительных искусств. Полотно Карла Брюллова «Портрет детей Волконских с арапом» приехало к нам погостить из Государственной Третьяковской галереи.

Людмила Маркина, доктор искусствоведения, заведующая отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Третьяковской галереи, на открытии выставки темпераментно рассказала о судьбе картины и ее создателя. Роскошный подарок для любителей искусства приурочен к 220-летию со дня рождения Карла Брюллова.

До Октябрьской социалистической революции «Портрет детей Волконских» хранился в семье князя Волконского. В 1905 году его экспонировали на знаменитой портретной выставке, устроенной в Таврическом дворце Сергеем Дягилевым. Картины для нее он лично собирал по всей империи. После национализации полотно попало в Государственный Русский музей, а в 1930 году было передано в Третьяковку.

Групповой «Портрет детей Волконских с арапом» — одно из звеньев блистательной цепи детских образов, созданных Карлом Брюлловым в живописи и графике.

На балконе, на мягкой леопардовой шкуре расположились малютка с собакой и девочка в придворном костюме.

Светлейшая княжна Лиза уже записана в статус фрейлин двора императрицы Александры Федоровны. На ее серебряном платье с пурпурным шлейфом — голубой муаровый бант с фрейлинским шифром. Брюллов подчеркнул белизну кожи девочки контрастом с лицом арапа, скрытого в листве парка. Живописец идеально передает фактуру тканей богатой одежды детей. Брюллов — безупречный анималист (вспомните лошадь знаменитой «Всадницы»), спаниель выписан живо и выразительно.

Создатель этого идиллического творения прожил блестящую жизнь, полную труда. Карл Брюллов (1799 — 1852) родился в Петербурге в обрусевшей немецкой семье скульптора-резчика и живописца миниатюр. В Академии художеств он учился, в частности, у мастера исторического жанра Андрея Иванова. В 1821 году братья Карл и Александр отбыли в Италию на средства Общества поощрения художеств.

До 1822 года братья, по крови — немцы, по вероисповеданию — лютеране, носили фамилию своих предков — Брюлло. В связи с этой поездкой она была русифицирована указом императора.

Двенадцать лет Брюллов работал в Италии, был потрясен подлинниками античного и итальянского искусства. Итальянские картины Брюллова проникнуты эллинистическим эротизмом. Император Николай I, после того как Общество поощрения художеств подарило ему картину «Итальянское утро», пожаловал Брюллову бриллиантовый перстень.

В 1830 году, побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия, Брюллов начал работу над картиной «Последний день Помпеи». Автор скрупулезно изучил все научные материалы. Так на его полотно попал Плиний Младший, оставивший записки о трагедии. В пепле погибли его мать и брат, Плиний Старший, автор «Естественной истории».

Монументальное полотно, завершенное в 1833 году и хранящееся в Русском музее, произвело сенсацию в России и за рубежом. Оно было удостоено Гран-при на ежегодной выставке в Парижском салоне. И стал «Последний день Помпеи», для русской кисти первый день», — писал Евгений Баратынский.

На Родину в 1835 году художник вернулся триумфатором. Москва встречала Брюллова как героя. На одном из торжественных приемов художник познакомился с Александром Пушкиным. Так появился знаменитый рисунок Мадонны-Натали.

Брюллов создал и совсем иные, чем идеализированные портреты светских львиц, львят и сановников, непринужденные, задушевные образы людей искусства. Лица поэтов Крылова, Кукольника, скульптора Витали, писателя и критика Струговщикова, меланхолический автопортрет самого автора смотрят, как наши современники, со стен Третьяковки.

Доброта, отзывчивость и есть истинная культура. В 1837 году к Брюллову обратился Жуковский с просьбой написать его портрет, чтобы на вырученные средства выкупить из крепостного рабства Тараса Шевченко. Портрет был разыгран в придворной лотерее, которая принесла 2 500 рублей! На деньги паразитов самородок обрел свободу. Шевченко поступил в Академию художеств, став одним из любимых учеников своего спасителя.

В путешествиях художник заразился желтой лихорадкой. Все больше слабея от болезни, с 1849 года Брюллов жил на острове Мадейра, затем окончательно поселился в Италии. Художник познакомился с соратником Гарибальди, Титтони, в доме которого он провел последние годы.

Карл Брюллов скончался в возрасте пятидесяти двух лет в местечке Манциана под Римом. Художник был похоронен на протестантском кладбище по лютеранскому обряду.

…На памятнике работы Микешина «Тысячелетие России», поставленном в Новгороде в 1862 году, Карл Брюллов изображен среди шестнадцати фигур писателей и художников Русского государства с древнейших времен. Так немец, полжизни проведший в Италии, стал величайшим русским художником.

Выставка продлится до 2 июня, но не откладывайте встречу с чудом, ведь вам захочется взглянуть на него еще раз.

Фото автора и из архива музея.