Они были первыми

Отмечая в этом году двадцатипятилетний юбилей Законодательного собрания Калужской области, хочется, чтобы все мы вспомнили о тех депутатах, которым предстояло все начинать. Первым председателем парламента был избран Валерий СУДАРЕНКОВ.

Путь, который прошел Валерий Васильевич, прочно связан с Калужской землей. Деревянный дом на Берендяковке, где поголовным увлечением мальчишек были голуби. Помимо птиц, три друга — Валера Сударенков, Роман Соколов и Женя Кениг (известные в нашем крае имена!) — еще и совершали плавание по Оке, точно как в известном фильме «Верные друзья». Кстати, с этой лодочкой связана любопытная история.

Уже в годы работы в Совете Федерации Сударенков в строках декларации об имуществе записал свое пластмассовое плавсредство «Краб-2». Иные его коллеги вписывали зарубежные виллы, шикарные яхты, а если таковых нет, то нужно и любимую лодку зафиксировать — пусть войдет в историю!

Учился в тринадцатой мужской школе (ныне музей Шамиля), как все мальчишки, раз в неделю драил керосином перила старинной чугунной лестницы. И не предполагал, что именно с железками жизнь его сведет надолго. Поступил в железнодорожный техникум, но порулить составом ему так и не довелось. Дальше была служба на Тихоокеанском флоте, затем учеба в Бауманском, одновременно работал на КОМЗе и турбинном заводе. Дорос до начальника цеха. Уже вырисовывалась завидная карьера, но партия решила по-своему, и дальнейшие страницы его биографии были связаны с высокими партийными и хозяйственными должностями. Несколько лет по направлению партии был замминистра Узбекской ССР. Потом снова возвращение в Калугу уже на пост губернатора области.

— Девяностые годы памятны у многих как период перемен и серьезных потрясений. Не случайно необходимость регионального законодателя стояла на первом месте.

— Конституцией впервые было закреплено положение о том, что статус области определяется Уставом, принимаемым законодательным органом. 20 января 1994 года областной Совет народных депутатов в завершение своих полномочий принял решение о назначении первых выборов в представительный (законодательный) орган государственной власти Калужской области. Был подготовлен проект временного положения о новом органе, и Законодательное собрание было назначено правопреемником областного совета. Выборы состоялись 27 марта 1994 года. Мне было доверено быть первым председателем областного парламента. Четырнадцатого апреля состоялось первое в истории области заседание Законодательного собрания.

— Каково было после привычной, понятной работы в заводском режиме взвалить на плечи такое новшество?

— Собрание поручило мне и тогдашнему главе администрации области Александру Дерягину принять участие в подписании соглашения о достижении гражданского согласия в Российской Федерации. В такое время смуты нам были ни к чему! Уже через месяц мы образовали временную депутатскую комиссию по разработке положения о местном самоуправлении и подготовке проекта Устава Калужской области.

— Мне кажется, что перед молодым депутатским корпусом стояла почти невыполнимая задача — поднять планку налоговых поступлений в бюджет области.

— По признанию Центробанка, налоговая доля в начале девяностых упала до 10% ВВП, при том что потребность в расходах оценивалась в 27%! Уклонение от налогов носило массовый характер, неплатежи и долги росли лавиной, инфляция (в 94-м году она достигала 870%) «давила» всю экономику. Что говорить о падении производства, в ходу был бартер. Это было время «двух магазинов». Частных — 45%, государственных — 55%. О стабильном бюджете нечего было и мечтать — он принимался по ходу текущего года. Только в 1999-м нам удалось принять бюджет на 2000 год своевременно.

— О каких-то социальных проектах парламент, естественно, не помышлял?

— Помню, в 95-м году шла борьба за то, чтобы попасть в категорию «С» — «Особо нуждающийся». В крайнем случае, в «В» — «Нуждающийся», но никак не в «А» — «Не нуждающийся». Тогда роль и место депутатов, комитетов Законодательного собрания были особенно значимы. В первую очередь мы обратились к проблемам области: увеличили гражданам размеры дачных участков до 0,15 гектара (по сути, втрое), определили порядок компенсации затрат при оплате жилья, предоставили налоговые льготы подростковым клубам, приняли программу по профилактике туберкулеза. Были подписаны законы «О библиотечном деле», «О народной правотворческой инициативе», «О порядке и принципах формирования и использования областного бюджета» и другие. В общем, за два года с «чистого листа» мы приняли 51 закон и более шестисот решений.

— Непросто, наверное, шла работа над Уставом Калужской области. Стулья в зале заседания парламента не ломали?

— Да, март 1996 года забыть нельзя. Два года напряженной работы. Порой ситуация действительно накалялась до предела. Устав как главный закон области стал фундаментом всей системы организации жизни области, закрепил субъектность нашей территории и подтверждал свою высокую значимость как источника стабильности.

Что касается Законодательного собрания, то оно сохраняло оптимальный численный состав, депутаты избирались путем открытых демократических выборов. Все последующие годы оно обеспечивало поддержку исполнительной власти, разумно оппонируя ей тогда, когда считало это правильным. Большую поддержку нам всегда оказывал губернатор. Достойное сотрудничество! Именно это способствовало уверенным шагам в направлении развития региона.

— В 1993 году вы выиграли выборы в сенат и вскоре стали председателем Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии. Широкий спектр вопросов, но, я думаю, больше всего вы можете гордиться вашим участием в разработке седьмой статьи Конституции РФ. Вы не просто высказали свое мнение — вы буквально дрались за нее.

— Процитирую дословно: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В смутном 1993 году было непонятно, какую страну мы строим и куда нам нужно идти? Впервые появились новые направления: рыночная экономика, социальные гарантии. Но не всем было понятно, что рывок в экономике напрямую зависит от качества человеческого капитала.

И потому эту мою формулировку — «социальное государство» нужно было пробивать. К счастью, с трибуны Государственной думы я сумел-таки доказать, что именно эта строка останется незыблемой при любой власти в России. Что мы теперь имеем? Государство в любых обстоятельствах обязано отвечать перед гражданами за то, что записано в главном документе страны. В этом суть национальной идеи.

— К сожалению, Конституцию сейчас мало кто читает, хотя при надобности из нее выхватывают отдельные строки. Не потому ли у многих встают вопросы: а насколько наше государство социально, точно ли соответствуют прописанные в Конституции права граждан на бесплатное здравоохранение, образование, пенсионные льготы?

— Вот поэтому я считаю, чтобы у людей не возникали недоуменные вопросы, закон страны нужно тщательно изучать начиная со школы.

— Вы еще можете гордиться тем, что до сих пор являетесь врагом привилегий. Известно, что почетный гражданин Калуги, экс-губернатор области, сенатор Валерий Сударенков частенько в Москву ездил на электричке?

— Если есть возможность не использовать привилегии, я их не использую. Вообще считаю, что любой высокий чиновник хоть изредка должен ходить по городу пешком, ездить в общественном транспорте и запросто общаться с людьми.

— У вас есть известные всем «фирменные» цитаты, к примеру — «Бывших губернаторов не бывает». А что бы вы сказали в отношении парламента, который был первым?

— Есть такое понятие, как «достоинство собрания». Оно определяется нужностью и полезностью того, что сделано в первое десятилетие.

— Как бы вы определили понятие «власть»?

— Я бы сказал не так, а баланс властей, где важно не преимущество, а эффективность.