«Кристалл» снова в строю!

О знаменитом Калужском ликеро-водочном заводе «Кристалл» все стали забывать — был, да сплыл. А жаль — его продукция гремела не только на весь Советский Союз, иностранные гости могли не вспомнить Циолковского, но словосочетание «калужская водка» действовало магически.

Гигантское здание из красного кирпича сиротливо высится на улице Билибина. Оно мертво — все его содержимое исчезло без следа. В бытность директорства Валерия Бабченка (как виноделу-технологу ему не было равных в России) он любил знакомить гостей со знаменитым кристалловским музеем, где красовались роскошные штофы со времен династии Романовых.

Какое значение для экономики региона имело предприятие, также было известно всем — суммы налоговых отчислений ликеро-водочного завода были несравнимы даже с взносами промышленных монстров областного центра.

А потом стало происходить непонятное: менялись собственники, менялся ассортимент продукции, уже дело дошло до выпуска лимонада и даже майонеза. Смею предположить, что каждый хозяин-пришелец (как правило, из Москвы) был заинтересован только в одном — в личной прибыли. Рабочий же класс в начале нового века был озабочен собственной нуждой и тянул с родного «Кристалла», что мог, в том числе и любимую народом продукцию. Вместе с предприятием исчез и Остроженский спиртзавод.

В соцсетях отыскала любопытную информацию: по мнению Счетной палаты, завод был обанкрочен преднамеренно. В марте 2010 года его имущество было арестовано. Причина — налоговая задолженность на сумму 104,5 миллиона рублей. Везде мелькает фигура Сергея Зивенко, имеющего отношение к торгово-промышленной группе «Кристалл», куда входило и калужское предприятие. Он вместе с Сергеем Макаровым в 2002 году покупает наш завод и за небольшие деньги получает бренд №1 в России — «Гжелку» и «Белое золото». Но теперь размещает производство уже не в Калуге, а в Обнинске. Пройдет немного времени, и снова банкротство. Все случившееся Зивенко объясняет рейдерской атакой.

О том, что регион потерял замечательное предприятие, не раз сокрушался глава региона. По словам Анатолия Артамонова, идут поиски надежного инвестора. И он, наконец, найден! На прошлой неделе для журналистов был организован пресс-тур на предприятие, где была возможность не только лично ознакомиться с процессом производства, но и встретиться с руководством возрожденного «Кристалла». С самого начала стоит отметить, что географическое расположение предприятия — город Обнинск, но завод оставил старое название — Калужский ликеро-водочный завод.

К масштабным работам на заводе приступили в конце 2017 года. Вскоре была получена лицензия. А в марте прошлого года с конвейера уже сошла первая бутылка. Сумма инвестиций в производство — более 0,5 миллиарда рублей. Предполагаемая мощность — 40 миллионов бутылок в год. С самого начала необходимо было наладить контакты с российскими регионами, заключив договоры с крупными торговыми сетями. Первыми стали — забайкальские. Что интересно: производители, выбирая названия своей продукции, намеренно соотносят их с национальными особенностями места продаж. Непременно проводятся широкие общественные конкурсы на лучший дизайн бутылки, лучший рецепт.

Наверное, самое большое приобретение для новых хозяев — это замечательные калужские специалисты, которые с радостью приехали на приглашение. К примеру, бывший специалист «Кристалла» Елена Журавлева про этот продукт знает все. Строгая технологическая цепочка производства ни в коем случае не должна нарушаться. Она читала нам лекцию про главные компоненты водки от спирта до воды, которую очищают стократно, доводя до природного идеала. А когда в каждый сорт добавлены необходимые ингредиенты и бутыли укупорены, спиртному дают дня три «отдохнуть», чтобы все устоялось.

А теперь немного юмора. В белоснежном разливочном цехе рядом с одной из спиртовых цистерн увидели ведро, в котором плескалась некая влага. Понюхали — так ведь это чистый алкоголь! Елена Николаевна пояснила: «Если где-то немного проливается, то все — в ведре». И куда идет этот слив? Да в канализацию!

Это вызвало общий смех — любители спиртного такой расточительности руководству точно не простили бы!

Итак, в марте прошлого года первая бутылка сошла с конвейера. Сейчас выпускается шесть миллионов бутылок в месяц. В годовой перспективе — до 40 миллионов. Но дело не в количестве. Постоянно идет модернизация производства. Новые системы учета поставлены на всех линиях.

Поинтересовались судьбой старого здания в Калуге на улице Билибина. А что бы руководству не вернуть жизнь старым стенам? По словам генерального директора Николая Коновалова, это очень затратно, все там давно устарело и обветшало, уж лучше деньги вложить в новейшее оборудование. Во-вторых, раньше «Кристалл» располагался на окраине города. Сейчас Калуга продвинулась далеко на север, и завод оказался в центре жилого массива, что опасно при непредвиденных ЧП — огромные массы спирта в случае пожара могут воспламениться, и беда будет равна катастрофе.

На сегодняшний день активная торговля нашим алкогольным напитком идет в Забайкалье и Татарстане. Амбициозная задача — не только заключить контракты с рядом федеральных торговых сетей, но и выйти на зарубежный рынок.

Калужане пока не знают о том, что «Кристалл» вновь восстал из пепла, как птица Феникс. А потому задача нового руководства не только восстановить его былую славу, но и расширить ассортимент. Уже в середине нынешнего года завод предполагает начать выпуск перцовки, сладких и горьких настоек, различных бальзамов. И все по традиционным калужским рецептам.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.