Калуга: пейзаж фронтового города

Уникальная по краеведческой ценности выставка «Здесь была война. Пейзаж фронтового города» показала, что принес на Калужскую землю фашизм. Живопись и графика из собраний калужских музея изобразительных искусств и объединенного музея-заповедника в бывшем Доме учителя тронет зрителя до слез.

Этюды, живописные полотна, рисунки выполнены с натуры очевидцами. Художники Николай Волков, Матвей Добров, Афанасий Куликов, Константин Финогенов, Дмитрий Тархов, Федор Артамонов, Лев Казакевич, Филипп Сатько были участниками сражений Великой Отечественной. Тарас Гапоненко, Василий Сигорский выезжали на «пленэр» в места боевых действий. Рука не поднимается писать о несомненных художественных достоинствах произведений — так трагична тема.

Руины, печные трубы сожженных изб — и среди них павшие и живые. Каждое изображение — набросок портрета реального человека. А вдруг эта женщина в клетчатом платке — ваша прабабушка, читатель? Не над домом ли вашего прапрадеда вьется черный дым? Вдвойне ценно, что на картинах и рисунках показана не только Калуга, но и райцентры, деревни, проселки.

Два года на территории нынешней Калужской области шли бои. Второго октября 1941 года полчища врага вторглись к нам и почти полностью, за исключением части нынешнего Жуковского района, оккупировали область. За первые два года войны область отдала фронту более 100 тысяч воинов — мужей, отцов, сыновей.

На Базарной (ныне — Театральной) площади Калуги гитлеровцы публично расстреляли 20 горожан в отместку за то, что в ночь с 6 на 7 ноября 1941 года в нескольких местах были перерезаны провода.

Подпольщики и партизаны отвлекали на себя силы противника. Например, НКВД заранее подготовил для работы в Людинове трех резидентов разведки: 16-летнего Алексея Шумавцова (псевдоним «Орел»), священника местной церкви Викторина Зарецкого (псевдоним «Ясный») и сестру-хозяйку городской больницы Клавдию Азарову (псевдоним «Щука»). Они создали свои боевые группы. Самой результативной стала группа Алексея Шумавцова, наверное, самого молодого резидента разведки за всю историю.

По неполным подсчетам, партизаны подорвали более 80 вражеских эшелонов, 150 мостов, уничтожили более 200 танков, 500 автомашин, вывели из строя десятки километров железнодорожного полотна, сотни километров линий связи. Бомбовые удары советской авиации были точны благодаря данным партизанской разведки.

В общей сложности 50 немецких дивизий сражались с партизанами, на втором фронте борьбы против немецко-фашистских захватчиков. «Клятва партизана» — документ высокого мужества.

«Я клянусь всеми средствами помогать Красной армии уничтожать бешеных гитлеровских псов, не щадя крови и своей жизни. За сожженные города и села, за смерть детей наших, за пытки, насилия и издевательства над моим народом я клянусь мстить врагу жестоко и беспощадно.

Я клянусь, что скорее умру в жестоком бою с врагом, чем отдам себя, свою семью и весь советский народ в рабство».

А ведь можно было подчиниться, работать на комендатуру и выжить. И уже тогда страна стала бы колонией.

Вот бойцы Красной армии вошли в населенный пункт, и их первой страшной обязанностью стало снимание повешенных. Это лишь один из тысяч примеров бесчинств врага. В июле 1942 года фашисты зверски расправились с жителями деревни Побуж Козельского района. «Белокурые бестии» сожгли, расстреляли и закололи 110 взрослых, 50 детей и тяжело ранили 42 человека. Все дома были сожжены.

Бои за освобождение Калуги начались 18 декабря. Морозной ночью подвижная группа войск во главе с генерал-майором Поповым вышла из-под Тулы. В походе по тылам врага, двигаясь по глубокому снегу лесными и проселочными дорогами, за три с половиной дня бойцы прошли 90 километров. Они вышли к деревням Пучково, Тинино, Некрасово, Секиотово и селу Ромоданово.

Воины прорвались в центр города, но были отброшены ураганным артиллерийским, минометным огнем и бомбовыми ударами. Советские бойца вынуждены были отойти на улицы Салтыкова-Щедрина, Свердлова (ныне — Знаменская), Красноармейскую (ныне — Кутузова). В окружении они десять дней отражали непрерывные атаки врага и уничтожили более 500 немецких солдат и офицеров.

Что при этом стало с домами, увидите на выставке. А вот фашистское кладбище — в центре города. Говорят, война не закончена, пока не упокоен последний погибший. Немцы своих павших вывезли на родину… Погибли 156 863 калужанина — бойцов Красной армии и партизан. Кто сочтет жертвы мирных жителей?

Женщины пахали на себе. Смена работниц Калужской пекарни на улице Московской («Макаронки») длилась шестнадцать часов, они готовили пряники с морковным вареньем для раненых. Все — для фронта, все — для победы. И дети плакали, просили у матерей хоть корочку, а ее не было.

В разграбленном Доме-музее Циолковского книги грудой валяются на полу, от макета ракеты остался обломок. Но через двадцать лет сын СССР вышел в космос! На руинах вчерашние братья по оружию построили справедливое государство, сверхдержаву. Их пример — укор и назидание потомкам.

Фото автора.