Лёд и пламень

Два ребенка в семье — два совершенно разных человека. А ведь воспитываем их одинаково…

Этот семейный феномен на самом деле таковым не является. Почему-то считается, что дети от одинаковых родителей должны быть похожи не только внешне, но и внутренне. Однако у сангвиников не рождаются сангвиники, а у флегматиков — флегматики. Наследуются только отдельные черты темперамента. И пока более-менее доказано, что передаются от предков к потомкам общительность или необщительность, двигательная активность (высокая или низкая) и эмоциональность — с негативным фоном или с позитивным, радостным.

Так что судите сами, чей негативный эмоциональный фон или высокую подвижность унаследовал тот или иной ваш отпрыск.

По поводу воспитания у ученых есть сложившееся мнение, которое сводится к тому, что черты темперамента определенно поддаются корректировке. Однако об этом чуть позже.

По поводу различий в характере и поведении старшего и младшего ребенка есть интересное мнение. Оно объясняет, почему, прежде всего, второй по рождению человечек выбирает отличный от брата или сестры путь.

Если первенец изначально получает больше любви и внимания, ему открыты все дороги, то последыш рискует остаться в тени его «славы». Малыш находится в более сложной ситуации.

Часто младшие дети и пытаются вести себя, как старшие, но отношение родителей к их пока еще неумелым попыткам бывает не совсем то, на что они рассчитывают.

Попытка ребенка повторить за старшим вызывает снисходительную улыбку или остается без внимания. Да и сам ребенок начинает осознавать, что он лишь догоняет первенца. Но лавры все равно достаются не ему!

Младшие дети в попытке выйти «из тени» либо с рвением начинают развивать в себе способности для полноценной конкуренции и в надежде когда-нибудь стать лучше старшего брата или сестры, либо пытаются найти свой собственный путь.

Чтобы пробиться «к солнцу», то есть к нашему признанию, младшие стремятся в ту же секцию, тот же кружок, что и старшие. И нередко добиваются, большими усилиями и настойчивостью, лучших результатов, доводят дело до конца там, где его бросил первенец.

Но чаще всего они идут более простой дорожкой — выбирают те способы поведения, которые отличают их от старшего брата, но нравятся родителям, дают им нужную долю тепла и любви. Так, если первенец растет ершистым и серьезным, то последыш начинает хохмить, подлизывается, охотнее говорит по душам. Нередко именно младшенькие идут по родительским стопам и охотнее занимаются тем, чего желали бы папа и мама.

Возвращаюсь к тому, что поведение таких разных детей можно и нужно корректировать. Если, к примеру, ваш первый сын живчик и испытывает проблемы с самоконтролем, нужно помогать ему расходовать физическую энергию в «мирных целях». А второй — душа компании, всем нравится. Но в том-то и беда — у него мало поводов к росту. Не захваливайте, а учите самоконтролю и развивайте интеллект.

Таким образом, воспитывать одинаково даже двух детей ну никак не получится. Если к этому процессу подходить осознанно. Как тогда это делать при отсутствии времени и дара Антона Макаренко? Как говорится, это уже совсем другая история. И поговорим мы об этом в следующий раз.