Живописная Угра

Итоги пленэров в национальном парке «Угра» показал Калужский музей изобразительных искусств. Поэтичные полотна и графические листы, словно четверостишия Пушкина, Фета, Бунина, рассказали о неброской красе русской природы межсезонья.

Первый пленэр проходил по инициативе заслуженного художника России Владимира Арепьева в 2014 году. Красота и живописность окрестностей рек Угра, Жиздра и Высса, памятников архитектуры — яркие «модели» для авторов. Более ста произведений художников принадлежат к реалистической школе, но нет впечатления монотонности, творческие почерки разнятся.

Пленэр (по-французски — «на открытом воздухе») — термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета под воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. То есть это не просто выход в поле с этюдником, но и соответствующий результат. Трудно уйти от шаблонов («небо голубое, трава зеленая») и правдиво передать красочное богатство натуры.

Известный художественный критик Кастаньяри писал: «Импрессионисты воспринимают природу так, что она получается какой угодно, только не скучной и не банальной. Их живопись полна жизни, стремительна, легка… Они не стремятся к точному воспроизведению, а ограничиваются общим восприятием». Так подошли к делу и реалисты, авторы выставки.

Долина Угры — чередование узких и расширенных участков. В суженных местах высота склонов достигает шестидесяти метров, а в широких долах река разливается на три километра! В своем среднем пути она течет по ложу, пробитому еще в доледниковую эпоху. Крутые склоны из известняков покрыты широколиственными лесами. В них родники прорыли тенистые балки, приют оставшегося зверья. Знаменита похожая на каньон долина у излучины близ деревни Плюсково. От деревни Камельгино до устья река течет по унаследованному доледниковому руслу Оки.

Все эти особенности ясно читаются в работах экспозиции. Виктор Кузин показал памятный знак, свидетельство Стояния на Угре. Живописцу повезло увидеть совершенно прозрачную воду «Озера Ленивое», ласкающую пряди водорослей.

Виктор Красильников застал в апреле 2017 года на Воре такой снег, будто весна и не предвидится. Прошлой весной автор запечатлел пал сухой травы — дикую забаву злоумышленников.

История жизни Виктора Красильникова драматична. Рос он в Москве, рисовал с раннего детства. В одиннадцать лет мальчика приняли в школу имени Иогансона при художественном институте имени Сурикова. Одновременно он был вратарем юношеской сборной СССР по хоккею, объехал весь мир! Перебитый — переломанный, после очередного сотрясения мозга юноша решил переквалифицироваться. Служба в погранвойсках, работа слесарем-сборщиком по программе «Буран» на Байконуре окончательно закалили характер. Уже двадцать лет Виктор Владимирович состоит в Международной федерации художников и Творческом союзе художников России.

Илья Яценко показал «Пасмурный день на Угре» как сухое затишье перед первым снегом. Обнаженный лес и свинцовая гладь реки готовы примерить белое покрывало.

Автор родился в Зеленограде, учился в художественной школе имени Томского при Суриковском институте. После его окончания Илья Яценко стажировался в Штутгартской академии художеств. Живописец дважды был стипендиатом Президента Российской Федерации, стипендиатом Министерства культуры. С 2012 года москвич живет и работает в Козельске. Уже год Илья Вячеславович возглавляет музейно-краеведческий центр «Дом Цыплаковых».

Владимир Арепьев застал малую деревеньку, когда «Пасмурно и очень красиво» — заиграло благородство сближенных тонов, разноцветье коры деревьев на серебре неба. Заяц пробежал по еще снежному, но уже «Весеннему раздолью».

Владимир Александрович — участник более 100 коллективных художественных выставок и сорока персональных. Он организатор и автор идей многих экспозиций («Индустрия — искусство», «Малые реки России», «День без теней»), проекта «Ее Вличество Живопись». Энтузиаст работы на очень свежем воздухе, он не боится ранних подъемов и непогоды и организовал шестнадцать групповых пленэров.

Этюды деревень Батино, Малое Устье кисти Андрея Сизова — рассказ об уюте крестьянского крова.

Топазовые березы на «Этюде в серебристых тонах» Ольги Кузьминовой нарядны, набухшие почки обещают весну. Ольга Алексеевна родилась в Суздале, закончила Московский полиграфический институт на курсе знаменитого Мая Митурича.

«Осень» Виктора Алексеева смотрится с обрыва в обрамленное золотой рамой листьев зеркало реки. «Яблоневый сад» Анатолия Жлабовича пропах антоновкой и штрифелем.

Словно пушистые, акварели Николая Смолина показали осенние ветви, как лисий мех.

Проталины Сергея Золотарева звенят весенними ручьями, бегущими к реке.

Живописная энциклопедия природы будет работать до 9 декабря и прекрасно подходит для семейного просмотра.

Фото автора.