Биеннале на тысячелетие

Именно столько могут просуществовать произведения, представленные на IV Калужской международной биеннале современной художественной эмали. Выставочный зал показал работы авторов из Индии, Венгрии, Польши, Германии. Россия представлена Калугой, Москвой, Ярославлем, Екатеринбургом.

Это искусство произрастает из глубокой древности. Когда пять тысяч лет назад художники Древнего Египта изобрели эмаль, они стремились создать подобие драгоценным камням: вечным, ярким, сверкающим.

Сплав, нанесенный на металлическую основу, от добавления различных оксидов металлов при температуре обжига 750 — 850 градусов приобретает легкоплавкость и цвет. Застывая, стекловидная масса становится прочной, блестящей, светоносной, долговечной.

До самого последнего времени горячие эмали были прикладным, декоративным искусством. Ныне ее используют при оформлении фасадов и интерьеров зданий, при отделке скульптурных композиций, появилась эмаль статуса станкового искусства.

Центрами станкового эмальерного искусства стали Лимож во Франции, Кечкемет в Венгрии, Ярославль и Минеральные Воды в России. Скоро Калуга займет место в этом списке!

Калужские эмальеры участвуют во всех значительных выставках эмальерного искусства. Людмила Зайчикова стала не только обладательницей Гран-при XXXVI Международного симпозиума по горячим эмалям в Кечкемете в 2010 году, но и членом жюри следующего форума.

Лаконичная техника позволяет даже в небольшой работе достичь эпичности. «Перевозчик» Харон Михаила Пилипенко везет через Лету Россию с ее деревянными домишками и сельским небогатым храмом. «Ангел с дудочкой» Людмилы Зайчиковой славит Господа. Ностальгическая работа Михаила Мантулина о «Битлз» полна юмора. Один из патриархов Союза художников, Владимир Зайчиков, показал Смоленку своего детства — привольную, былинную, тихую окраину, а не гремящий загазованный пустырь.

«Треугольники» немецкого мастера Барбары Лип можно прочесть как символ природы и мегаполиса.

Рукотворными самоцветами можно полюбоваться до 26 ноября.

Фото автора.