Музыка в ночи

Всероссийская акция «Ночь искусств» в Калуге прошла под знаком музыки, во всех музеях она звучала на настоящих или фарфоровых инструментах.

В воскресенье, 4 ноября, музей истории космонавтики предложил бесплатные программы для малышей и взрослых. До десяти вечера баянист, заслуженный работник культуры Юрий Качнов исполнял песни о космосе и любви.

В Доме-музее Циолковского экскурсия «Циолковский и музыка» сопровождалась звучанием «Лунной сонаты». Дом-музей Чижевского представил концерт ансамбля воинской части, а также спектакль по пьесе Николая Гумилева «Отравленная туника» студии «Фабула», бронзового призера конкурса МХТ, победителя Международных дельфийских игр.

Инновационный культурный центр показал пластические перформансы «Двери в мир», «Станцевать картину», не обошедшиеся без музыки.

Калужский музей изобразительных искусств к акции открыл эскспозицию работ выпускников Тарусского художественно-промышленного училища. Показаны роспись по дереву, батик, лоскутная техника, предметы пластичного искусства, живопись, сборные панно из различных пород дерева, гравюры на бересте. Архаичные глиняные «гудухи» работы Власа Бойко словно пришли из позднего каменного века.

Самой мелодичной в городе оказалась выставка «Музыка в пластике». Хрупкие экспонаты уже путешествовали по лучшим залам страны. Их видели в Музее-заповеднике Александра Пушкина, Музее-заповеднике Антона Чехова в Мелихове, Шереметевском дворце.

Собрала занятную коллекцию Марина Назарова. Скрипачка, выпускница консерватории, оркестрантка симфонических коллективов представила энциклопедию инструментов разных эпох и континентов.

Родители студентки приобрели старинную скрипку. Она оказалась работой неизвестного мастера XVIII века, а в 1882 году была мастерски отреставрирована итальянцем Пьетро Боццоло, работавшим в Санкт-Петербурге. Скрипку признали уникальным памятником итало-российской культуры и приобрели для коллекции музыкальных инструментов Шереметевского дворца — Музея музыки.

Так артистка вошла в круг искусствоведов. Общение с ними подготовило почву для коллекционирования малой пластики, связанной с музыкой. Благодаря многочисленным гастролям по России и миру коллекция фарфоровых статуэток с музыкальными инструментами стремительно росла.

Самые древние в ней — глиняные свистульки, изделия народных промыслов из Архангельска, Пензы, Костромы, Дагестана. Рядом фарфоровые девицы в сарафанах ведут хоровод под жалейку из бересты. Дулевский скоморох играет на гармошке, оседлав козла в золотых лаптях. Из кружки-шутихи «Скоморохи» не напьешься — жидкость выльется через потайные отверстия прямо на костюм! Только зная секрет, можно утолить жажду.

Древнейшие музыкальные инструменты Китая в руках фарфоровых исполнителей не изменились с 5-го века до нашей эры. Вот малыш смотрит, как отец перебирает струны гучжена, цитры. Самульнори, корейский крестьянский квартет ударных инструментов, наяривает танцевальный ритм, а рядом гейша с бивой играет меланхоличную музыку.

Беззаботные узбеки музицируют на диванчике чайханы, а юноша в тюбетейке пляшет под бубен. Выразительные фигурки, созданные талантливыми мастерами, рождают ритм. Играют не только люди, но и звери — цирковые медведи, крокодил Гена. Котята на рояле напомнят культовый мультфильм «Коты-аристократы».

Самый причудливый экспонат европейской традиции — «Голубой флейтист», персонаж великого произведения Иеронима Босха «Страшный суд». Стили барокко и рококо поставили мастерам самые изящные сюжеты. «Пастораль» из Тюрингии изображает пастушка в башмаках с золотыми пряжками и расшитом камзоле. Он сзывает овечек звуками волынки. Фарфоровые часы с амурами-музыкантами и голубками бьют час любви.

За спиной кокетливой клавесинистки хмурится демиург классики Бетховен. Не его ли произведение сыграет механическая игрушка «Виолончелист» или, может быть, «Элегию» Массне?

Советский раздел экспозиции самый весомый, немудрено — ведь агитационному фарфору государство уделяло огромное внимание. Нет, супрематического дизайна калужане не увидят, но целая толпа красноармейцев с горнами, «комиссаров в пыльных шлемах» — тоже памятник эпохи.

Тарелка «Качели и гармонист» создана в 1922 году и воспроизведена в наши дни. Экспрессивная картина народного майского гулянья объединяет древнерусскую и революционную традиции. Группа суворовцев шествует на параде, будущие военные дуют в золотые геликон и горн, бьют в барабан и тарелки.

Вот примерная пионерка со скрипкой идет в музыкальную школу. Какие лаконичные композиции создавали мастера Песоченского фарфорового завода! «А ноты где?» — схватился за голову рассеянный музыкант.

Подробные пояснения делают поход по залу не только эстетическим удовольствием, но и интересным путешествием в глубь времен. Выставку сопровождают редкие книги и настольное издание коллекционера «Марки фарфора, фаянса, майолики».

Рассматривать экспонаты можно не один час, особенно с подрастающим поколением — забава и познание идут рука об руку. Экспозиция открыта не только в ночь акции!

Фото автора.