Отцы и дети по-белорусски

Калужский ТЮЗ продолжает строить мост в Беларусь, заняв зрителей обменными гастролями с театром имени Дунина-Марцинкевича из Бобруйска. Гости показали спектакли на сцене концертного центра «Орион» (КЗТА). Калужский областной театр юного зрителя представил сказку «Коза-Дереза» и премьеру «Музей исчезнувших вещей» по новой пьесе врача и писателя Андрея Убогого.

Гости привезли репертуар для больших и маленьких зрителей. Юные калужские театралы кричали «Браво!» Пятачку и Кролику. Режиссер-постановщик Татьяна Дорогобед сумела, не споря с каноническим советским мультиком про Винни-Пуха, создать свой спектакль. Некоторые сюжетные повороты приобрели новую актуальность. Из-за страсти медвежонка к вкусной еде он застрял при выходе из норы. Чем не предостережение от ожирения, распространившегося среди детей!

Представление для взрослых было не столь жизнерадостным, это тяжелые размышления о проблеме отцов и детей в эру интернета. Пьесу Андрея Иванова «Это все она» ставили в Польше, Эстонии, Украине, России, Латвии, Чехии и даже Уругвае. Свою версию драмы представил режиссер-постановщик Сергей Карбовский.

Об особенностях белорусского характера и феномене популярности пьесы мы поговорили с актрисой, исполнившей центральную роль в этой драме. Елена Сафронова родилась в Киеве, где окончила Институт театрального искусства имени Карпенко-Карого. На бобруйской сцене она сыграла значительные роли в пьесах Островского, Птушкиной, Ожешко, Арро, Уайльда.

— При въезде в Беларусь поражает контраст, будто на другую планету попал…

— Белорусы стремятся сохранить чистоту природы. И характер у них стабильный, сдержанный. Бобруйск — очень ухоженный город.

— В чем секрет?

— Просто дворники весь рабочий день убирают каждый свою территорию, их проверяют.

— Нота чистоты, покоя, доброты очень звучит в репертуаре вашего театра. Расскажите о той работе, которую привезли калужским зрителям.

— Этот спектакль добрым не назовешь, он жесткий, учит добру через показ зла. Мы изменили финал, сделали его светлым. У автора герой кончает жизнь самоубийством. Но сейчас их без того слишком много среди молодежи, особенно подростков. Это история отношений матери, сына и компьютера. После смерти отца, несчастливой любви сын ожесточается, замыкается в себе, перестает общаться с матерью. Жалость к себе, обида толкают человека на ненависть ко всему миру. Пытаясь понять сына, мать заходит к нему на страничку в «ВКонтакте». Она подала заявку в друзья под именем девушки «Тоффи»…

— …Как в давнем спектакле «Маленькие комедии большого дома», где отец, чтобы обратиться к сыну, вынужден записать свой голос на джазовую пластинку!

— Да, я видела эту постановку Театра сатиры.

— Чтобы достучаться до молодежи, нужно затронуть то, что их волнует.

— Да, и после показа этого спектакля у нас на малой сцене, в школах мы обсуждаем его со зрителями. Они говорят: «Это про нас!»

— Что бы вы посоветовали родителям, у которых ребенок «ушел» в виртуальность? В Китае их лечат, как наркоманов, изолируя от общества и компьютеров.

— Дает ли это стойкий результат? Ведь даже несмотря на Чернобыль, мы не можем отказаться от ядерной энергии. Прогресс не остановить.

— В интернете люди чувствуют себя защищеннее, чем в живом общении?

— Магия, игра, обилие информации привлекают. И главное — так делают все. Желание быть «крутым» доходит до своей оборотной стороны.

— Не сменился ли культурный код у нового поколения?

— Наверное. Эзотерики считают, что мы живем на пике борьбы добра и зла. И людям нужна помощь в этой борьбе. Я много лет вела драмкружок в школе и техникуме, и старшеклассники замирали на спектакле по Александру Блоку…

— То есть подросткам нужно воспитание чувств?

— Да, играя роли, ребята учатся осознавать свою внутреннюю жизнь. Один мальчик из нашего коллектива поступил в Академию при президенте и сам организовал там драмкружок, который победил на белорусском конкурсе вузов.

— Его участникам нет нужды жить в соцсетях, реальность интереснее!

— Другая проблема в том, что теперь добродетель боится показать себя, а порок стал нормой. И не каждый может предугадать последствия своего поступка. Он хочет сделать добро, а все необъяснимым образом переворачивается, становится злом. И здесь главное — не спасовать, не оказаться слабым.

— Герой пьесы встретил зло в жизни и ушел в скорлупу виртуальности?

— Знание опасно для слабых душ, оно вызывает испытания.

— Искусство тоже путь познания реальности, оно опасно?

— Особенно для людей искусства! Его задача — соединить душу и тело. Человек очищается, только правильно проходя через страдания. Искусство дает катарсис, который готовит к этому.

…18 — 20 октября на сцене Калужского инновационного культурного центра пройдут гастроли Марийского театра юного зрителя из Йошкар-Олы. Малышам предложат сказки «Гадкий утенок», «Приключения Чиполлино», а взрослым — русскую драму «Обломов. Теперь или никогда». Расширим географию театральных впечатлений!

Фото автора и из архива театра.