Без права на выстрел

Известный театральный и киноактер Михаил Пореченков родился в семье моряка.

Потому неслучайным было его поступление в высшее военнополитическое училище, из которого его за десять дней до выпуска отчислили за многочисленные нарушения дисциплины. Но с морем он надолго не расстался — работал в Гданьске на судоверфи, а потом был ВГИК.

Видела много фильмов с его участием, но больше всего лично мне запомнилась его работа в знаменитой «Ликвидации», где он сыграл майора Виталия Кречетова, оборотня в погонах по прозвищу Академик. Съемки проходили в Одессе, масса народу всегда толпилась возле съемочной площадки. Одесситы его обожали даже больше, чем Машкова, и Михаил целыми днями в свободную минутку раздавал бесчисленные автографы. Но на съемках он был самым большим раздолбаем, от его приколов доставалось всем.

С детства он увлекался боксом, а потому выбор режиссера Глеба Орлова на главную роль в своем фильме «Поддубный» был очевиден. Ему предстояло сыграть природного феномена, человека, который никогда не проигрывал. Сам он уточняет, что в работе над ролью пытался разгадать, что такое русский характер? А потому именно с этой лентой он и отправился в простреленный Донецк, чтобы хоть как-то поддержать героических ополченцев и горожан.

Эта его командировка закончилась скандалом. Все началось с его посещения позиции войск в районе аэропорта. Вместе с военными ему было разрешено пройти на пристрельное место, где обычно проходит проверка оружия. Разрешили пострелять. А поскольку город жил на военном положении и ничто в нем не предсказуемо, Михаила облачили в соответствующее обмундирование, на голову надели каску с надписью «Пресса». Если бы он знал, что за каждым гостем самопровозглашенной республики неотступно следит недружеское око украинской власти, он бы вместо нее надел просто вязаную шапочку, да только она-то от пуль не защищает! Ну, пострелял немного, и… За «стрельбу в Донецке» он был объявлен террористом, и украинская верхушка в приступе маразма завела на него уголовное дело.

На этом имеет смысл остановиться поподробнее. С самого начала процитирую вывод одного из наблюдателей ОБСЕ Дуни Миятович: «Подобные постыдные злоупотребления подвергают серьезному риску журналистов в конфликтных зонах и наносят ущерб всем усилиям, предпринимаемым нами для защиты сотрудников СМИ». Скажите пожалуйста, какая забота! Как же эта безупречная охрана жизни журналистов прошляпила убийства наших ребят?! А Пореченкова вина состояла лишь в том, что он разок выстрелил (причем в небо!) и что на его голове была не та каска. Он бы и другую надел, если бы была придумана с гравировкой «актер».

Миссию ОБСЕ на Донбассе очень метко окрестили так: «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу». Только маленькое уточнение — ее сотрудники это делают избирательно, судя по всему, придерживаясь строгих указаний свыше. На то, что творят правительственные войска в Горловке, Дебальцеве, Ясиноватой, да и самом Донецке, отводят глаза, выстрел же с противоположной стороны линии фронта услышали и каску разглядели. Тут же взбаламутили украинскую прессу, которая теперь смакует информацию о запрете актера на въезд в страну и прокат фильма «Поддубный», а заодно и все 68 картин с его участием!

Подсуетилась и Латвия — теперь и туда Михаилу въезд закрыт. Мелькнула в сетях даже мутноватая информация, что «Беларусьфильм» не хочет более работать с «террористом». В одном из интервью сам стрелок эту утку опроверг. Создавшуюся ситуацию он оценивает так: «Я поехал в Донецк с самыми мирными целями. Вез людям лекарства и показать хороший фильм про истинно русского человека-победителя. А из меня сделали террориста. Украинская пресса буквально захлебывается, дескать, Пореченков устроил стрельбу на позиции войск. Кто же меня туда пустил бы?!»

Опять хочется вернуться к фильму «Поддубный», где главный герой — настоящий богатырь. А каков Михаил по ту сторону экрана? Друзья говорят о нем так: «Он — служивый парень, честный и бесстрашный вояка». А женщины его, конечно, боготворят. Личную жизнь актера, где много интересного и поучительного, условно можно разделить на три периода.

Первой гражданской женой стала Ирина Любимцева. Родился сын Владимир, у которого с самого детства жизнь сложилась трагично. Родители вскоре расстались. Мать умирает, когда мальчику было всего три года. Отец о судьбе сына ничего не знает. Их встреча произойдет только через девятнадцать лет. Первой официальной женой Михаила стала предприниматель и переводчик Екатерина. В браке рождается дочь Варвара, которую он обожал.

Если считать количество фильмов, в которых сыграл актер, то его можно назвать плодовитым творцом. Но и отцом тоже. Расставшись с Екатериной, он женится на художнице Ольге, рождаются двое сыновей — Михаил и Петр. Получилось как в сказке — три раза плыл не туда и вот, наконец, нашел надежный причал.

В отличие от многих его коллег, которые через много лет узнают о своих детях и приходят на телешоу, дабы доказать свою к ним непричастность, Пореченков, увидев впервые сына и поразившись абсолютной с ним схожестью, буквально был готов встать перед ним на колени. Сын на отца зла не держит, напротив, очень им гордится. Больше они не расставались, как, впрочем, и с Варей.

У брата с сестрой оказалось много общего, оба посвятили себя искусству и не раз снимались в фильмах вместе с отцом. Владимир унаследовал не только взрывной характер от Михаила, но, как и он, с детства увлекается боксом. Сейчас отец с сыном играют на одной сцене театра имени А. Чехова. Все заботы о большой семье — на Ольге. Пореченковы живут в Подмосковье, на чистом воздухе, в загородном доме. Младшие учатся в православной гимназии, посещают музыкальную школу и, конечно, увлечены спортом.

Но как все же живется артисту, над головой которого занесен меч правосудия? И как собираются раскручивать это дело власти Украины, состряпавшие уголовную статью на пустом месте? Да можно ли сегодня говорить о каких-то нравственных и правовых нормах государства, рвущегося в Евросоюз! Если бы господин Порошенко, соблюдая элементарный правопорядок, был в состоянии отличать военные залпы в мирных жителей от выстрелов в тире, то у него на нарах бы не хватило места для тех головорезов, которые устраивают погромы и судилища по своему усмотрению. Конечно, все происшедшее Пореченкову больно сознавать. Но он здесь бессилен…