А судьи кто?

В Калужском музее изобразительных искусств открылась выставка «Служители правосудия». Литографии Оноре Домье из собрания Государственного Эрмитажа».

Лучшие карикатуры в мире поступили в главный музей страны в 1936 году из библиотеки Российского института истории искусств. На фоне литографий прошли Дни Эрмитажа в Калуге.

Литографии Оноре Домье из собрания Государственного Эрмитажа экспонируются по соглашению о сотрудничестве Калужской области и Государственного Эрмитажа. В его рамках прошли блестящие мастер-класс заведующего отделом «Арсенал» Дмитрия Любина и лекция научного сотрудника Анастасии Бурковской. Онлайн-трансляции этих событий могли посмотреть многие любители искусства. Дни Эрмитажа сопровождала образовательная программа, включающая экскурсии и занятия для взрослых и детей.

Десять литографий Домье из серии «Служители правосудия» созданы в 1845 — 1848 годах. Он дал убийственную картину французского суда, цепных псов господствующего класса. В сюжетах не льется кровь, но мурашки пробирают от ходячих трупов морально разложившихся людей. Самодовольны личины наглых деляг, с упоением слушающих собственные оправдательные и обвинительные речи. Циники бурно размахивают черными рукавами-крыльями, как вороны над трупом.

А судьи спокойно спят — им нет нужды слушать аргументы. Суд — театр, где финал известен: «Всегда у сильного бессильный виноват». Под рисунками подписи, сделанные самим Домье. Вот два адвоката в суде присяжных, перед тем как войти в зал суда, обсуждают утреннюю программу:

— У нас сегодня большой спектакль!

— Еще бы! Разумеется… убийство, в придачу с изнасилованием!

А вот подсудимый, признается в чем-то своему защитнику, но тут же раскаивается в этом.

— Значит, хотя я вам и признался, между нами, что это я украл часы, вы от меня не откажетесь?

— Дорогой вор, — отвечает адвокат, — вы не понимаете мою душу. Если бы не было жуликов, не было бы и адвокатов. Теперь, когда я уверен, что это сделали вы… я буду доказывать ваше алиби!

Вот волнуется другой подсудимый:

— Хуже всего то, что меня обвиняют в двенадцати кражах…

Его защитник этим не смущен:

— В двенадцати? Тем лучше! Я буду доказывать, что у вас клептомания.

Познания о мире несправедливости автор приобрел рано. Оноре Викторен Домье родился в Марселе в семье рабочего, которая вскоре перебралась в Париж. Ему пришлось с двенадцати лет начать зарабатывать на жизнь. Одновременно мальчик начал учиться живописи, рисовал в Лувре и просто на улице.

В 1830 году в сатирическом еженедельнике «Силуэт» была напечатана первая литография Домье. Когда парижский народ одолел династию Бурбонов, карикатуры Домье стали оружием революции. Домье присоединился к восставшим, он сражался на баррикадах и был ранен! В 1871 году Домье записался в члены Парижской коммуны.

По слову Бальзака, он с темпераментом Микеланджело обнажает самую суть Июльской монархии — жестокость и лицемерие, коррупцию власть имущих. Его карикатуры — лучшая иллюстрация к титаническому циклу романов «Человеческая комедия».

Шарль Бодлер выделял Домье, ставил в один ряд с Энгром и Делакруа. Он работал быстро, сразу рисуя прямо на камне, опираясь на свою наблюдательность и зрительную память. Он создал около 4 000 литографий, более 900 гравюр, семь сотен живописных произведений, шесть десятков скульптур!

В какой среде размножились вурдалаки в мантиях? Тридцатые годы XIX века во Франции — это годы Июльской монархии, время торжества пришедшей к власти буржуазии. Это они загребли руками рабочих весь жар Великой французской революции. Реакционная политика короля вызывала возмущение обманутого народа.

В этой обстановке за карикатуру, на которой точь-в-точь похожий на короля Луи-Филиппа Гаргантюа пожирал национальные доходы, художника арестовали. Домье просидел два с половиной месяца в тюрьме, где содержались политические заключенные, а потом — в полутюремном, полупсихиатрическом заведении. Художник познакомился с сидевшими там вместе с ним настоящими революционерами — Бланки, Барбесом, Кавеньяком.

Популярная фигура карикатуриста привлекала такой наплыв гостей, что Домье повесил у себя на двери табличку: «Тот, кто приходит ко мне, делает мне большую честь. Тот, кто не приходит, приносит величайшее наслаждение».

Искусство Оноре Домье остро актуально, ведь язвы общества все те же. Его именем назван Международный клуб карикатуристов, организованный в 1958 году. В 1992-м режиссер-мультипликатор Джефф Данбар на основе рисунков художника снял короткометражный анимационный фильм «Закон Домье». Идея принадлежала музыканту Полу Маккартни и его жене. Экс-битл написал музыку к экспрессивному видеоряду. Фильм был удостоен кинопремии BAFTA за лучший анимационный фильм, и он демонстрируется на экспозиции!

До тринадцатого января зрители смогут сличать лица прохожих с персонажами лучшего карикатуриста мира.

Фото автора.