Сирийский дневник

В Калужском музее изобразительных искусств проходит выставка работ автора, расписавшего храм святого целителя Пантелеимона на Афоне.

Сирийский дневник

Год назад народный художник России Василий Нестеренко наполнил масштабными картинами на разнообразные сюжеты два больших зала и повторил успех.

Начало круто поднявшейся карьеры мастера было положено выполнением крупного заказа при воссоздании храма Христа Спасителя. Как достиг Василий Нестеренко таких успехов? Он окончил Суриковский институт, дополнил образование в США. Сегодня Василий Игоревич — действительный член Российской академии художеств, имеет в Москве собственную картинную галерею.

Нестеренко расписал несколько соборов — в Москве, Дмитрове, Костроме и Иерусалиме. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла он создал полотно «Возрождение Патриаршества» для зала Высшего церковного совета Русской православной церкви. Его работы также помещены в Марфо-Мариинской обители в Москве, Ново-Голутвином монастыре в Коломне, других храмах и монастырях.

Произведения художника находятся в Третьяковской галерее, Историческом музее. Юбилейные выставки автора в больших манежах Москвы (10 000 квадратных метров!) и Санкт-Петербурга поразили масштабом. У Василия Нестеренко — более тысячи работ, большинство из них имеют внушительные размеры.

Открытие в Москве выставки Василия Нестеренко «Сирийская земля», где были впервые показаны картины сирийского цикла, совпало с началом вывода российских войск из этой страны. «Мы присутствуем при историческом событии. Пройдут годы, а картина «Письмо недругам России» останется»,- сказал тогда народный артист России Михаил Ножкин.

Гости выставки смогут убедиться, что гвоздь выставки, — действительно пятиметровое полотно «Письмо недругам России». Вспоминаются источники сюжета: картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и Юрия Непринцева «После боя». Полотно, как театральная мизансцена, выпукло рисует характеры действующих лиц. Жаль только, что письмо пишут на бумаге, а не на экране смартфона — быстрее бы дошло! И атлетически сложенные воины, покатывающиеся от смеха, и сурово смотрящая на зрителя лохматая овчарка несут былинный дух.

Герои картины Василия Нестеренко — наши современники, солдаты и офицеры Российской армии. На металле оружия ясно прочитывается надпись — «По ИГИЛУ», напоминающая о надписи «По Рейхстагу» на снарядах «катюш».

Василию Нестеренко удалось встретиться с российскими солдатами и офицерами, находившимися на переднем крае. Он увидел Джеблу и Латакию, расстрелянный американскими «томагавками» Шайрат, некогда цветущий, а теперь полностью разрушенный Тадмор и, наконец, оказался на исторической земле Пальмиры, в тот момент являвшейся «горячей точкой» Сирии. Там появились многочисленные натурные акварели и рисунки, созданные непосредственно на «линии огня».

Результатом стал триптих «Сирийская земля». Картина «Новая Пальмира» показывает вещи, несовместимые с войной: обожженные качели, детскую игрушку на обугленной земле, уцелевшую спутниковую тарелку на рухнувшей крыше дома. Надпись на русском языке «Мин нет», продублированная на английском и арабском языках, — вот примета страны, оказавшейся в зоне чужых интересов.

Картина «Древняя Пальмира» говорит о пышном прошлом и его связи с бедами настоящего. Та античная арка, что украшала обложку школьного учебника, повержена. «Новая Пальмира» — это показ боли и страдания сегодняшнего дня. «Возвращение к жизни» обращено в будущее. Куда идти хрупкой женщине с младенцем на руках, стоящей на фоне развалин города Тадмор?

Все работы рассказывают о том, что фундаментализм — предтеча фашизма. Фундаменталисты — ортодоксы, в переводе — «правоверные», те, кто полагают людей иных убеждений и вероисповеданий хуже себя. А раз так, то их жизнь ничего не стоит. Впервые появился этот термин в характеристике христиан, теперь применяется в основном к воинствующим исламистам.

Работы цикла «Рубежи России» пытаются показать, как избежать такой беды. Кто он, герой картины «Хранитель Алтая» — бывший десантник, а теперь — смотритель заповедника красоты и мира? Чтобы по-настоящему любить свою Родину, нужно знать ее историю, природу. Например, как японцы, специально плывущие на границу, чтобы встретить солнце, встающее над Шикотаном, и пропеть национальный гимн.

Во всех работах мастера прошлое вопрошает настоящее: «Чему вы научились»? Картина «Непокоренный» из триптиха «Эхо войны» показывает героя Великой Отечественной войны, прошедшего под боевым огнем от Сталинграда до Кенигсберга, — Юрия Фомичева. В другой части триптиха — «Сестра милосердия» — портрет медсестры Лидии Бушуевой. А между ними — современные дети на фоне картины, изображающей руины Сталинграда. Что выпадет на их долю? Выставка призывает к анализу, взгляду на реальность без розовых очков.

Сирийский дневник

Сирийский дневник

Сирийский дневник

Фото автора.