Крестики судьбы

Калужский музей изобразительных искусств представил экспозицию национального костюма «Вековая коллекция. Традиции старинной вышивки».

Крестики судьбы

Равно интересны подлинные предметы из фондов музея и костюмы-реконструкции, созданные народным самодеятельным коллективом клуба «Художественная вышивка» при городском клубе ветеранов Обнинска.

История создания экспонатов относится к началу 1920-х годов, когда в Тарусе Мария Якунчикова и Наталья Давыдова основали артель вышивальщиц, возродивших технику цветной перевити. Артель участвовала в отечественных и международных выставках, где ее изделия получили признание. В 1930 году продукцию начали поставлять на экспорт в Европу и США.

Традиционный праздничный женский костюм Калужской губернии Жиздринского уезда села Прудки второй половины XIX века включал рубаху, поневу, передник, сборник, карман — лакомник, жерелок (шейное украшение). Понева — это три сшитых полотнища с продетым вверху шнуром — гашником. Их обертывают вокруг бедер и укрепляют на талии, причем полы не сходятся, и в просвете видна рубаха.

По русским поверьям, ходить без пояса было «грешно». Если же парень или девица собирались знаться с нечистой силой, они «распоясывались», например, для поиска «цветка папоротника» в ночь на Ивана Купалу.

«Полностью одетый» — это перевод слова «сарафан» с иранского наречья. Под сарафан было принято надевать еще и несколько юбок. В XIV веке сарафан носили великие московские князья и воеводы, и только лишь в XVII веке он стал принадлежностью только женского гардероба.

Указом Петра I было запрещено производить и продавать русское платье, за это были предусмотрены штрафы и даже лишение имущества! Только крестьянам было разрешено ношение национального костюма.

Рукава, плечи и ворот, подол, не закрытые сарафаном, расшивали красными нитками, чтобы нечистый не пробрался. То есть вышивка по содержанию — молитва, заклинание.

Особые рубахи, которые надевали на покос или жатву, почти сплошь покрывали узором.

Красота и польза сочетались с мистическим смыслом узоров. Они выражают идею плодородия матери-земли.

Верхняя часть костюма была связана с небом, названия головных женских уборов напоминают о птицах: сороке, курице, лебеде. Одетая в свой праздничный наряд, русская крестьянка представляла собой образ. Подивитесь вкусу и трудолюбию мастериц, посетив выставку.

Крестики судьбы

Фото автора.