Радуга ростовской финифти

Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль» обладает самой значительной в стране коллекцией ростовской финифти и предоставил ее часть для обозрения калужанам в Доме Шамиля.

Название «финифть» происходит от греческого «смешивать». Изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке зародилось в незапамятные времена на Востоке. Древнешумерские, египетские, китайские мастера создали поразительные произведения.

В зависимости от особенностей технологии и стилистики различают множество видов эмальерного искусства.

Ростовские эмальеры называли себя иконописцами, но их произведения — это иконопись Нового времени, в XVIII веке она ориентировалась на западноевропейскую религиозную живопись эпохи барокко.

В начале XX века в ростовском эмальерном промысле появляются декоративные росписи. В 1960 году открывается фабрика «Ростовская финифть», забытые навыки воссоздаются профессионалами. Начинается массовое производство различных ювелирных изделий, идет поиск новых форм.

Традиционный жанр ростовской финифти — портрет. В экспозиции соседствуют сентиментальные изображения католических монахинь и создателя Советского государства Ленина. Жанровые сцены событий Гражданской и Великой Отечественной войн выписны с реалистическим показом оружия и обмундирования.

А. Тихов и В. Кочкин развивают жанр лирического пейзажа, А. Алексеев своими опытами в области технологии эмалей пытается расширить палитру промысла.

Цветочная тематика востребована в женских ювелирных украшениях, становясь своеобразным ювелирным брендом. Вероятно, они есть и в шкатулках наших читательниц: бабушкины перстеньки, мамины сережки. Цветочные композиции сегодня радуют не пышностью форм, как в довоенные годы, а изысканностью, полутонами, легкостью и воздушностью.

В Ростове действуют четыре предприятия по производству финифти и целый ряд индивидуально работающих мастеров. Все для вас, модницы!

Фото автора.