«Это могут быть твои дети!»

Такими шокирующими плакатами на дорогах правоохранительные органы пытались взывать к совести калужских водителей-лихачей несколько лет назад. Сегодня ту же идею до сильной половины населения стремится донести главный режиссер Калужской драмы Владимир Хрущев, поставивший пьесу «Чужой ребенок».

Это лирическая комедия о том, как любили наши прабабушки и прадедушки. Но не только… Сюжет скандален и даже неприличен по меркам того времени. Молодая актриса Маня (Зоя Останина) репетирует роль женщины, ожидающей ребенка. Ее слова случайно услышала подружка Зина (Татьяна Овсяникова) и разнесла потрясающую новость по всему дачному поселку.

Четверо влюбленных в Маню ухажеров: Костя (Антон Смородин), инженер Прибылев (Денис Юшечкин), Яков (Юсуф) (Сергей Путинцев), Сенечка Перчаткин (Александр Панов), дружно от нее отворачиваются. Родителей (заслуженные артисты России Михаил Кузнецов и Людмила Парфирова) чуть инфаркт не хватил от таких известий.

Маня, обиженная гнусными инсинуациями, решает проверить женихов «на вшивость». Девушка делает вид, что на самом деле беременна. Кто любит, и такую замуж возьмет, ведь так?

Круто закручивается интрига, типичная для комедии положений, в прямом и переносном смысле слова. Походя оказалось, что в «интересном положении» находится еще одна незамужняя студентка, Рая (Елизавета Лапина), а Зина от этой «беды» избавилась без сантиментов.

Пьеса с длинной седой бородой, написанная в 30-е годы прошлого века, пользовалась бешеным успехом, ее ставили во многих театрах страны. Будущий автор, Василий Шкваркин (1894 — 1967), родился в семье фабриканта. Время перемен кидало его из стороны в сторону: юноша работал в банке, у торговца кожевенными товарами, потом воевал в Красной армии. Один год Василий Шкваркин учился на филологическом факультете Московского университета.

В 1924 году его дебютное сочинение «В глухое царствование» получило первую премию на конкурсе исторических пьес. Автор писал легкие комедии с музыкальными вставками, которые принесли ему огромный успех. Пьеса «Чужой ребенок» (1933) только в год своего создания была поставлена 500 раз. В 1960-е каждый год проходило около трехсот ее постановок!

Шкваркин был одаренным автором легкой комедии, обладал тонким чувством сценического эффекта, но никогда не стремился обобщать, выйти за рамки изображения конкретных событий. Пьесы объединяет добродушная насмешка над обывателями и безупречность, чистота человеческой позиции автора. Драматург был награжден орденом «Знак Почета» в 1939 году.

В недавнее время пьесу активно ставили во многих городах, например, в московском Театре имени Гоголя, Пермском академическом театре. И это не диво, ведь тема постановки сегодня — российский мейнстрим!

Впрочем, в 1933 году, когда в Германии совершенно демократическим путем к власти пришел Гитлер, проблема выхода из демографической ямы была еще острее. Государству совершенно неважно было, чьи дети совершат индустриализацию, электрификацию, модернизацию вооружения, станут на страже Родины. Поэтому к услугам матерей были бесплатные молочные кухни, детские дошкольные учреждения. Ведь страна не могла отказаться от женских рабочих рук!

Однако для мужчин проблема непроста. Вопрос серьезный, ведь даже праведный Иосиф решил прогнать невесту, Марию, узнав о ее беременности. Не каждому явится ангел с утешительными разъяснениями! К тому же социологические исследования показали, что крепость супружества обратно пропорциональна богатству добрачного опыта.

Но в тех исторических условиях разумно было направить пропагандистскую машину на преодоление демографических последствий Гражданской войны, а не на укрепление моногамии. И пьеса Шкваркина была одним из винтиков этого механизма.

Празднично-прозрачные декорации майского березового леса, ажурной дачной беседки, изящных нарядов, созданных художником Еленой Сорочайкиной, правдивы. Именно так воспринимали реальность люди той эпохи. Жить действительно становилось лучше и веселее с каждым годом — посмотрите на соотношение цен и зарплат.

Между тем грозовое облако на горизонте видели все, и песня «Если завтра война» воспринималась серьезно. Это предчувствие беды подчеркнуто отсутствует в спектакле, что усиливает подспудное напряжение.

Символ оторванности от реальности — березы, растущие не из земли, а с неба и колышущиеся, как серпантин, от веселой, прямо-таки щенячьей беготни героев. В постановке Красноярского театра имени Пушкина березки тоже весело вальсируют. Эти танцы отсылают память к последнему кружению деревьев над умирающим Борисом в киношедевре «Летят журавли».

Через восемь лет практически все майские женихи погибнут, их малолетние дети еще успеют отстоять смены у станков, вытачивая снаряды. Их нежные жены обменяют солнце-клеш на крупу, на узкие плечи ляжет тяжесть восстановления экономики.

Но все это — потом, а перед зрителем разворачивается утро Страны Советов, полное искреннего оптимизма, жажды созидания. И это не ложь, не лакировка, ведь благодаря романтическому трудовому порыву СССР победил фашистские орды. Премьера, порадовавшая зрителей в канун 9 Мая, стала венком на могилы героев, светлым воспоминанием о юности победителей.