Путеводная нить калужской старины

Калужский дом мастеров представил всегда остромодные, уникальные произведения народного творчества, украшенные браным ткачеством. Детско-юношеский центр «Истоки» воссоздал узоры, которым тысячи лет.

Руководитель объединения педагог Татьяна Ермакова разработала ряд посильных и удобных для детей приемов работы на настольных ткацких станках. Техника считалась утерянной в Калужской области, а теперь она не умрет, ведь ткачи-тинейджеры создают и сами носят эти яркие изделия.

Браное — не от слов «браниться» или «брать», а от дощечки — бральницы, которой мастер перебирает нити основы, прокладывая узор.

Татьяне Ермаковой удалось реконструировать тканые орнаменты, которые ученики используют при создании современных изделий. Панно, салфетки, сумки, коврики, сотканные рукодельницами, являются украшением многих выставок, а главное — бытуют в современном костюме и интерьере.

Древними орнаментами восхищались зрители межрегионального фестиваля «Текстильный букет Поочья» (Серпухов), Всероссийского фестиваля ручного ткачества «Пестрые нити» (Петрозаводск), Дней русской культуры в городе Монпелье (Франция), Калужском объединенном музее-заповеднике, музее-усадьбе «Полотняный Завод».

Что же там изображено? Двенадцатилетняя Анна Гукасян выткала всадника — суженого и девицу в пышном наряде. Многие дети соткали маленькие сумочки — лакомники. Раньше в них орешки да пряники носили на гулянье, а теперь — мобильники.

Одиннадцатилетняя Лиза Тараканчикова соткала «Сказочную птицу», она — и Жар-птица, и вещий Гамаюн. Неизвестная, плывущая по морю на ладье с двумя носами, вместо носа и кормы — символ Венеры, утренней и вечерней звезды, зари-заряницы, красной девицы.

Ткачество — одно из древнейших ремесел. Оно возникло в позднем неолите как усовершенствование плетения. До XIX — XX веков ткачество было одним из самых распространенных домашних занятий в традиционных культурах народов России.

Нити использовались, конечно, не хлопковые, а тех культур, которые выращивала крестьянская семья.

Долгими зимними вечерами при лучине женщины ткали льняной и конопляный (посконный) холсты для нательной одежды, сукно для верхней одежды, узорные пояса и отделочную тесьму.

Вся семья ходила в домотканом, а самые красивые полотенца, дорожки дарили в особо торжественных случаях.

Этника всегда актуальна, блесните модной сумочкой собственного производства, «Исток» научит!

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.