Калужский митрополит рассказал, что делать, когда рушится жизнь 

В статье, опубликованной в издании «Вечерняя Москва», митрополит Калужский и Боровский Климент объяснил природу христианского смирения и рассказал, какие вопросы адресовать Богу, как рушатся планы и человек оказывается один на один с несправедливостью. 

По словам владыки, когда приходит беда, рушатся планы, не оправдываются ожидания, человеком нередко овладевает ощущение обделенности, несправедливости жизни. 

«Святые отцы учат различать жизненные ситуации. Одни из них человек способен изменить, и тогда он несет ответственность за свой выбор. Бессмысленно кого-либо обвинять и на кого-либо сетовать в случае неудачи. Другие обстоятельства человеку неподвластны. Он делает все от него зависящее, чтобы было так, а происходит иначе, потому что Господь судил иначе. Этого рода ситуации надо смиренно принимать… Смирение — это готовность признать, что Господь заботится о нас наилучшим образом, что бы ни произошло», — поясняет владыка. 

«Не все действия Божии бывают понятны нам сразу или открываются в ближайшем промежутке времени. Быть может, мы увидим их через двадцать, тридцать лет, или это произойдет только в вечности… Но как не впасть в отчаяние, когда человек остается один на один со своей болью и его мучает вопрос: «За что мне это? Где искать опору?» — рассуждает митрополит. И приводит ответ: 

«В трагических ситуациях надо постараться по-иному ставить вопрос: не «За что?», а «Для чего?», «С какой благой целью?» — даже если по человеческим меркам это выглядит несправедливо. Ибо мы не знаем, к чему это приведет в будущей нашей жизни здесь и в вечности. Это и будет смирением — довериться Богу даже в таких жестких, сложных обстоятельствах». 

По его словам, проявлять смирение, когда в жизни все хорошо, нетрудно. Можно, например, безропотно принять ценный подарок или повышение по службе. А вот видеть благую волю Божию, когда тебя предают, когда лишаешься самого дорогого, намного тяжелее. «Но только такое смирение и ценно в очах Божиих, а не бумажные, вычитанные знания», — утверждает он. 

«Теоретически все согласны с тем, что доверие Богу необходимо и без него христианам нельзя прожить. А на практике? Когда нагрянет беда, потом еще одна и еще? Вот тогда-то и надо не впадать в ропот и в возмущение: «Господи, почему Ты это допустил?». Сначала нужно чаще себе напоминать: «Если Господь судил оказаться в данных обстоятельствах, значит, мне надо их принять. Хотя они мне и не нравятся, но они нужны для блага… Стоит и нам терпеливо переносить все свои потери, скорби, обиды с надеждой, что Господь жалеет и любит нас и желает нашего воскресения», — подытожил владыка Климент. 

Фото пресс-службы Калужской епархии.