Том де Буа. Перевод с французского

Очередной медиа-тур калужских журналистов был посвящен развитию малого и среднего предпринимательства, получившего господдержку региона. Появление на Калужской земле таких компаний, как «Сырная губерния» и «Мастер Гриб», обещает в самое ближайшее будущее сделать нас известными на всю Россию.

Начнем с того, что оба руководителя компаний — Алексей Демьянов и Александр Тиньков — не местные. Молодые, энергичные инженеры-электронщики, закончив вузы, решили организовать свой бизнес и с этой целью поехали по стране в поисках подходящих условий. Не нашли. А когда интернет выдал им информацию о Калужской территории, где трепетно и нежно, как к родным детям, относятся к первопроходцам, переступили порог Агентства регионального развития. И были потрясены не просто человеческим гостеприимством, но и явным стремлением немедленно подставить плечо и повести новичков к завидным результатам. При всем этом — ни копейки мзды!

Так вот, оказывается, где прописана сегодня «Сырная губерния»! Но почему в Медыни, а как же Жиздра? Впервые я увидела это название на ярмарке «Золотая осень». Удивилась, что знаменитый французский сыр делают в окраинном районе области. Попробовала эту прелесть и на другой день отправилась по торговым точкам в поисках Том де Буа, что производители переводят, как «Ценный фолиант из прелесья». Нашла с трудом.

Разговор с директором Алексеем Демьяновым проходил на улице — здание бывшей пекарни спешно приспосабливается к началу производства. Но наш собеседник был настолько интересен, что гости были готовы мерзнуть хоть полдня, только бы слушать его рассказ о бесценном (в прямом смысле) сыре, который он задумал продвигать вместе со своим бывшим приятелем по вузу, а ныне главным сырным технологом Евгением Солошенко. Чтобы обучиться всем тонкостям непростого производства, он в поисках специальных навыков проехал по Европе.

Их сырная одиссея могла бы стать сюжетом занимательного фильма. Один только рассказ о том, как они экспериментировали над рождением первого продукта, и уморителен, и назидателен. Но теперь мы можем гордиться — несколько кусочков того первого мы попробовали. У него нет ни названия, ни марки, ни упаковки, ни места продажи и даже цены, есть только одно — отменный вкус. Кстати, во Франции сыры марки «Том де Буа» насчитывают тысячи сортов. Отличие каждого только в молоке — осеннем или весеннем. В перспективе линейка сыров компании у нас будет скромнее — до десяти сортов. В основном покупатель будет столичный, но и Калуга без изысканного сыра не останется.

Мы переступили порог будущего сырного царства, где пока идут спешные доделки — буквально на днях начнется монтаж оборудования. Все здесь с нетерпением ждут приезда знаменитого французского сыродела, который все проверит, подскажет, откроет личные тайны. Гигантские емкости для молока пока пусты.

Его будут наполнять местные фермеры. Уже летом этого года первая продукция пройдет первое испытание. Его попробуют и оценят знатоки. Небольшой сырный заводик в Жиздре останется, но объемы выпуска будут несравнимы. Если на старом вручную (!) перерабатывалось ежедневно 500 — 1 000 литров молока, то в Медыни — 30 тысяч литров в день. Месячный объем выпуска увеличится до 3 — 4 тонн в месяц.

В деревне Старки Дзержинского района нас ждало новое, тоже весьма перспективное предприятие по производству шампиньонов. Кто-то удивится: какая же тут новинка — их у нас полно во всех магазинах! Да только все они — импортные. А вырастив этот знаменитый гриб на Калужской земле, мы станем первыми в России. Все регионы немедленно захотят подружиться с фирмой «Мастер Гриб».

Генеральный директор Александр Тиньков тоже не аграрий — он инженер-электронщик.

Его путь в Калужскую область похож как две капли воды на блуждание по России в поисках удобного места для бизнеса его коллеги Демьянова. Снова главным сопроводителем проекта выступает региональное агентство развития бизнеса. Тиньков вспоминает: «Нас его руководитель Стефан Перевалов буквально водил за руку: помог подобрать место для строительства, оформить земельный участок и техусловия на все коммуникации, подсказал пути выхода к кредитам и даже какие-то моменты при составлении бизнес-плана.

Но больше всего буквально ввел в шок губернатор Анатолий Артамонов, который при знакомстве протянул свою визитную карточку: «Звоните, когда будет нужно!». Пока не звонил, нет нужды, ведь с ним на связи по сей день и агентство, и лично аграрный министр Леонид Громов. При таком содействии компания получила весь пакет разрешительной документации, в частности, решен вопрос строительства подъездной дороги, а также присоединения объекта к газопроводу и сетям электроснабжения. К настоящему времени объем инвестиций в проект составил 3,2 миллиарда рублей. А вот и человеческий фактор — создано более 400 рабочих мест!

Что нужно предприятию, чтобы у нас росли шампиньоны? Вроде бы пустяк: солома и куриный помет. И того, и другого у нас в достатке. Компост для грибов будет готов через 40 — 45 дней. Далее выращивание будет проходить в специальных камерах при плюсовой температуре около 18 градусов. Для урожая овощей нужны семена, их у нас масса. А вот для шампиньонов — споры, которые есть только на зарубежных рынках. Через 17 — 18 дней после посева грибы можно собирать. Только вручную!

Торжественное открытие предприятия намечено на второе полугодие текущего года. В планах — к концу года производить в сутки порядка 30 тонн продукции, а в дальнейшем начать переработку, заморозку грибов. Объемы подскажет рынок. Планы компании амбициозны, «Мастер Гриб» намерен стать на российском рынке первым, а параллельно начать развивать культуру потребления этого самого нынче модного, полезного гриба.

Мы возвратились в Калугу. Здесь нам предстояло заглянуть в компанию «Альтернатива-Авто», которая занимается ремонтом автомобилей, оказывая клиентам комплекс услуг. И это предприятие родилось при непосредственной помощи агентства развития. С его руководителем Стефаном Переваловым мы наконец встретились. По его словам, основной своей задачей он считает оказание бизнесменам-новичкам максимальной помощи. За год работы агентства оно проконсультировало более полутора тысяч человек, три тысячи обучились на семинарах и тренингах. Для предпринимателей привлечено 8,5 миллиарда рублей кредитных средств и более 200 миллионов рублей государственной поддержки.

В общем, отзывы об агентстве ничуть не преувеличены — там работает команда ребят, у которых глаза горят. Нет ничего удивительного в их грандиозных планах, к примеру, создать «Дом бизнеса», где предприниматель-новичок, не выходя из здания, сможет получить помощь агентства, оформить микрозайм и многое другое. А главное — это будет канал обратной связи от бизнес-сообщества, насколько оно чувствует поддержку правительства региона.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.