Калужский митрополит рассказал, почему считать себя Наполеоном — это болезнь

Калужский митрополит рассказал, почему считать себя «Наполеоном» - это болезнь

Свою очередную воскресную проповедь митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) посвятил странным людям. Он отметил, что человек может произносить замечательные слова, верные по сути, но при этом они и близко не будут соотноситься с его образом жизни. И хотя для верующего его личный опыт общения с Богом приобретается его духовным трудом, для неверующего он непонятен и кажется одним из проявлений психической деятельности мозга.

«К примеру, кто-то, пребывая в психиатрической больнице, считает себя Наполеоном — это тоже психический опыт человека, но болезненный, выходящий далеко за рамки адекватного психического поведения. Для неверующего опыт общения человека с Богом представляется чем-то подобным, как психическая аномалия», — утверждает глава Калужской митрополии в проповеди, полный текст которой опубликован на сайте епархии.

Владыка утверждает, что считать себя Наполеоном — это все-таки заболевание. По его словам, это проявление неадекватной работы человеческого организма. Но религиозный опыт — это опыт объективный, потому что он зависит не только от мозга человека, но и второго действующего лица — от самого Бога.

«Попробуйте объяснить слепому человеку, что такое красный цвет. Или что такое мороженое тому, кто ни разу не ел его. Можно сколько угодно описывать вкус мороженого, но все это — ничто, пока человек не попробует сам. Так и для неверующих мы будем фанатиками или людьми странными до тех пор, пока они сами практически не приобщатся к религиозному опыту», — пишет митрополит.

Он уверен, что религиозный опыт – это чисто субъективное психическое явление, которое производит мозг: «К примеру, мы увидели жирафа. Это наш психологический опыт или объективная реальность? Конечно, второе. Жираф существует вне зависимости от нашего представления о нем. Так и в духовной жизни: живя по-христиански, человек видит объективную реальность – Бога».

«Если мы начнем активно искать подобные состояния, мы придем к тому, что либо соприкоснемся не с Богом, а с иными «действующими силами», либо это как раз и будет наша чисто психическая деятельность, как у больных, которые себе что-то свое фантазируют и верят в это. Человек же может нафантазировать не только то, что он – Наполеон, но и то, что он – святой, что общается с Ангелами, с Богом и подобное. Подлинное Богообщение – вне этих рамок», — утверждает глава Калужской епархии.

По его словам, для того чтобы отличить подлинный опыт богообщения от придуманного, ложного, нужно быть внутри церкви, внутри православного предания, читать святых отцов, познавать, что Бог хочет от человека, стараться это делать.